Главаня
Купить оптом
Цены
Контакты
Наши партнеры
Статьи






Липовый мед
Цветочный мед
Гречишний мед
Донниковый мед
Мед в сотах
Маточное молочко
Перга
Пыльца
 

Цикл развития матки пчелиной


Цикл развития матки. Пчелиная матка. Вопросы и ответы.

На рисунке показан готовый запечатанный маточник. Единственная задача матки — это откладка яичек. На 3-тий день личинка выходит. Корма пчёлы дают ей очень много, что личинка прямо купается в нём. На 17 день — молодая матка выходит. Половозрелость наступает ещё через 4 дня, значит матка готова к спариванию на 21 день. Замечание по тексту о развитии матки. Два дня яичко в утробе матери. Внутриутробное развитие пчеловод просчитать не сможет.

Отчет логично бы начать с появления яйца в мисочке. Или я что-то не понял? В какой-то брошюрке о пчелах прочитал, что пчела уникальна в стадиях развития.

Будто бы после запечатывания ячеек личинка превращается в желеобразную массу и из нее уже формируется насекомое. Так ли это? Ваше Имя обязательно. E-mail опубликован не будет, но прописать нужно. Оповещать о новых комментариях по E-mail. Копирование полное или частичное любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на источник. Главная Обзоры рубрик на блоге Cчастливая семейная жизнь, семья или карьера Укрепление здоровья средствами народной медицины Кулинарные рецепты или что бы сделать покушать?

Учимся делать простые игрушки своими руками Как содержать аквариум или аквариумистика для начинающих Домашнее кролиководство Что такое seo или поисковая оптимизация веб-сайта Как собрать себе сайт Записки сервисного инженера Любительское пчеловодство Об авторе Карта блога Реклама на блоге.

Стадии развития пчелы, развитие пчелиной матки и трутней Пасека у дома. Но в начале немного лирики Те пчеловоды, которые собирают его на продажу, как раз это время самое удобное для сбора. Через сколько дней выводится матка пчелы и выходит из маточника?

До выхода из маточника личинка, питаясь молочком, растёт и превращается в куколку. Из куколки в матку. Некоторое время она ещё дозревает в маточнике. На 16 й день происходит выход из маточника , путём его выгрызания.

В первое время после выхода из маточника, молодая матка набирается сил и устраняет остальные маточники. В это же время они разделяются на плодных и трутовок. Плодными становятся те особи, которые в течение 7 дней совершат облёт и спарятся с трутнями.

В этом процессе участвует вся семья. Если это произошло то, по прошествии 3 дней в улье должен появиться засев рабочими пчелами.

Плодная матка может жить 5 лет , но для производства мёда так долго ее нецелесообразно держать. Через 2 года ее следует сменить на молодую, потому что после этого времени снижается засев. Осенний засев заканчивается рано, а весенний начинается позже. Если матка не облеталась, то в улье появится трутневый засев. Такая семья обречена на гибель. Трутовку следует удалить и подселить плодную особь. Без спаривания с трутнями невозможно получить плодную матку. Но количество трутней в улье необходимо постоянно контролировать.

Как развивается трутень? Трутень формируется так же, как и рабочая пчела, но имеет более продолжительный цикл развития.

Развитие пчелиной матки от яйца к маточнику

Если присмотритесь к сотам, то ячейки с трутнями в сотах крупнее. Они имеют выпуклую рыхлую крышечку.

Основной функцией пчелиной матки является откладка яиц. В семье присутствует только одна плодная особь.

От яйца до взрослой особи проходит 24 дня. К спариванию трутень готов будет на 33 день. Поэтому важно смотреть на календарь и не проморгать это время. П

Цикл развития пчелиной семьи

Цикл развития пчелиной семьи

Итак, нам уже понятно, что большое количество свежих чистых сотов даёт простор для развития пчелиной семьи, их отсутствие тормозит и совсем прекращает его. В результате образуется естественный цикл развития пчелиной семьи, длительность которого зависит от размеров жилища, попавшего в её распоряжение, и от жизненной силы самой семьи.
Понимание природного цикла является, наверное, самым важным в естественном подходе к "пчелодержанию". Ведь только опираясь на это понимание, мы сможем решить, как нам обращаться со своими подопечными, и разработать те немногочисленные операции, которые необходимо проводить в улье в течение года.
Это понимание позволит нам разобраться в том, почему хозяину многокорпусного улья приходится постоянно бороться с роением, и как сделать так, чтобы в наших ульях пчёлы спокойно работали всё лето, собирая мёд и готовясь к зиме.

Итак, внимание! Самые важные сведения о сотах:

  • На строительство сотов пчёлы тратят много усилий. Подсчитано, что, оттягивая один грамм сотов, пчёлы съедают на менее восьми граммов мёда. За лето сильная семья способна "оттянуть" до 15 дадановских (или 10 полуторных) рамок. А наполнить мёдом -- в несколько раз больше!
  • Соты используются пчёлами многократно, то есть в одной ячейке выводится не одно поколение пчёл и не единожды складываются запасы мёда и перги.
  • Постепенно соты, на которых выводится пчелиный расплод, темнеют и со временем становятся совершенно чёрными. Стеночки ячеек утолщаются, а диаметр уменьшается.
  • Старые (чёрные) соты пчёлы не используют, уходя с них на свежие.
  • Разгрызть чёрные соты, чтобы на их месте построить новые, пчёлы не могут. Или не хотят? В общем, они этого не делают.
  • Старые (прошлогодние) запасы мёда пчелиная семья использует редко, при наличии взятка предпочитая нектар, или свежий, этого сезона, мёд. Старый, часто уже засахаренный, мёд накапливается в улье и лежит "мёртвым грузом", являясь приманкой для разного рода живности.

То есть общая картина жизни пчёл в дупле такова: пчёлы всё время строят новые соты, осваивая имеющееся в их распоряжении пустое пространство. Со старых сотов на новые переходит работать матка, а чёрные, отработанные соты с запасами старого мёда остаются без применения. К чему это приводит?
К тому, что маленькое по размеру дупло сильная семья застроит за сезон и, перезимовав, настроится на роение. Это понятно: все свободные ячейки с началом медосбора быстро заливаются нектаром, матке становится негде сеять, молодой пчеле негде строить, к тому же происходит перегрев гнезда из-за перенаселения.



В дупле большого размера пчёлы будут из года в год достраивать соты в стороны и вниз, постепенно уходя с чёрных, отработанных пластов. Во второй и, может быть, в третий год годы пчёлы вряд ли будут роиться, наращивая большую сильную семью (имеется в виду среднерусская порода), но со временем, выработав всё пространство дупла, начнут выпускать один сильный рой за другим.
Таким образом, жизнь пчелиной семьи в дупле дерева следует закону цикличности, свойственной природе вообще, а живой особенно. По окончании цикла, длительность которого зависит от размеров дупла, силы пчелиного роя, его заселившего, летнего взятка и других факторов, семья покидает дупло, оставляя его содержимое многочисленным любителям пчелиных деликатесов, начиная от восковой моли и заканчивая медведями.
Их стараниями за очень непродолжительный срок оно будет вычищено и приготовлено для вселения нового роя.
Таков, по моим представлениям, большой жизненный цикл пчелиной семьи. Но есть и малый цикл, не менее важный для нашей практики -- тот, который пчелиная семья проживает в течение года. О нём и пойдёт наша дальнейшая речь.

Жизнь пчелиной семьи в течение года

Известно, что каждая в отдельности рабочая пчёлка живёт сравнительно недолго -- около 40 дней. За это время она успевает прожить полезную, насыщенную и яркую жизнь, этапы которой подробно описаны в специальной литературе. В разные периоды своего существования ей приходится чистить ячейки, кормить молодняк, тянуть соты, летать за взятком, охранять гнездо и много чего ещё делать на пользу своего пчелиного рода.
К своей сложной и разнообразной трудовой деятельности рабочая пчела приступает почти сразу после "рождения". И вот что удивительно: никто ведь её не учит, не принимает выпускные экзамены и не выдаёт разнарядку на работу -- в каждое мгновение она сама точно знаёт, что и как ей нужно делать.

И этот вопрос, разумеется, остаётся за бортом исследований. Поведение пчелы традиционно объясняют всемогущим инстинктом, то есть не объясняют никак. Да это и понятно -- ведь здесь начинается область духа, в которой материалистическая наука совершенно бессильна.

А ведь если внимательно присмотреться, то проявления духа можно легко увидеть в любом живом существе, если перестать считать простым и очевидным всё то, к чему мы привыкли.
Но это совсем отдельная тема, лежащая в стороне от пути нашего исследования. Описание этапов жизни отдельной пчёлки мы, как обычно, пропускаем, отсылая любопытного читателя к традиционной литературе. А акцентируем внимание на тех сведениях, которые можно собрать лишь по крупицам.
Представление об улье как о ящике с некоторым количеством пчёл в корне не верно. Пчелиная семья постоянно пребывает в динамике, а количество пчёлок в ней зависит от активности матки и сильно меняется в течение года. Весной их совсем немного, ведут они себя вяло, и позволяют спокойно провести ревизию гнезда. В это время в улье ещё преобладает зимняя пчела, в задачу которой входит лишь перезимовать и вырастить свою весеннюю смену.
Матка начинает сеять уже в конце зимы, но сеет совсем немного, постепенно наращивая яйцекладку. Однако, как только пошёл первый взяток, ежедневный посев стремительно возрастает, и в улье через некоторое время начинает появляться масса молодой пчелы. Это хорошо видно: каждый день молодняк выходит на облёт, пчёлки-сборщицы с яркими пятнышками обножки на задних лапках то и дело плюхаются на леток, на пасеке стоит дружный радостный гул.
В средней полосе России весеннее наращивание идёт с середины апреля до середины мая, и в эти сроки нужно уложиться с весенней ревизией -- единственной операцией в году, требующей разборки гнезда. Лучшее время для неё -- начало мая, когда уже начался устойчивый ранний взяток, но пчёлки ещё не вошли в полную силу. В конце месяца сделать это уже будет сложнее!
Но мы забегаем вперёд. Итак, к концу мая (не забывайте делать скидку на широту вашей местности) пчелиная семья уже набрала порядочную силу. Где-то в это время её поджидает небольшой период практически без взятка, когда весенние медоносы уже отцвели, а основные ещё не вступили в силу. В это время семьи, имеющие достаточно простора внутри улья, продолжают развиваться, а попавшие в стеснённые обстоятельства уже могут выпустить рой.
Этим природным механизмом может легко воспользоваться пчеловод-естественник, решивший расширить свою пасеку. После весенней ревизии гнезда он прекращает подставлять рамочки в улей и перекрывает щель под перегородкой, ведущей в свободное пространство (подробности устройства улья будут ниже), тем самым ограничивая возможность развития семьи. После того, как рой вышел, нужно будет открыть щель, и, передвинув перегородку, подставить рамочки.
Эта нехитрая процедура позволяет получить столько роёв, сколько нужно, причём в самое выгодное время -- в начале лета. Сильные рои, посаженные в это время, не только успеют хорошо подготовиться к зиме, но и могут дать сколько-нибудь мёда.
Если вам рои не нужны, то остаётся просто следить за тем, чтобы у семьи всегда была свежая вощина для строительства и простор для развития. В этом случае, с вероятностью в 80-- 90 процентов, среднерусская пчела в роевое состояние не войдёт, предпочитая в течение лета усиливаться, заполняя весь предоставленный ей объём.
То есть каждую весну мы ставим пчёлок в ситуацию большого пустого дупла (о чём говорилось выше), в котором нет застарелых запасов мёда и старой чёрной суши, а имеется масса места и возможности для развития.
Это и есть грамотное использование природных механизмов.
Главный взяток у нас бывает в июне и в начале июля. Кто бывал в это время на пасеке, знает, какое это неповторимое зрелище. Пасека вся гудит, как один огромный улей. Пчёлки непрерывной чередой стремительно вылетают из летка и, возвращаясь назад с тяжёлым грузом, тяжело опускаются на прилётную доску. С темнотой полёты прекращаются, но на прилётной доске ещё остаются пчёлы-вентиляторщицы, выгоняющие наружу тёплый воздух, исполненный удивительного медового аромата.

В течение августа активность семьи постепенно спадает, количество пчёл в улье уменьшается. А перед любопытным исследователем снова встаёт вопрос: откуда матка ещё в разгар обильного взятка узнаёт, что медосбор вскоре пойдёт на убыль? Ей ведь нужно заранее (за три недели) снизить свою производительность! Наука утверждает, что пчёлы, сговорившись между собой, дают ей меньше корма. Но ведь рабочая пчела живёт чуть больше месяца, откуда ей знать ежегодные природные циклы? Тем более что из года в год на пару недель они могут сдвигаться?

По моим ощущениям, пчелиная семья, из поколения в поколение живущая в конкретной местности, составляет частичку местной Природы, и в силу этого просто "знает" погоду минимум на полгода вперёд. И в этом нет ничего удивительного -- ведь и многие растения, как обнаружено учёными, по-разному готовятся к зиме в зависимости от того, мягкая она будет или суровая.
Это замечание напрямую относится к главе, в которой пойдёт речь о породах пчёл, а также к некоторым рекомендациям, которые можно найти в пчеловодческих изданиях.
Одна из них -- "помочь" пчёлам нарастить семью к главному медосбору. Для этого предлагается ранней весной вставлять в ульи электрические обогреватели или давать весной побудительную подкормку и так далее... Методик масса! К чему это приводит, иногда описывают пчеловоды-практики, не стесняющиеся рассказывать о своих ошибках.
К примеру, искусственно нарастили массу пчелы. А тут затяжная весна, или дожди зарядили! Главный медосбор отодвинулся недели на две, у пчел проблемы, а в журналах полемика: что сделали неправильно? Надо было наращивать, но чуть позже и другим способом! Пчеловоды читают и снова экспериментируют... Думаете, утрирую? Отнюдь. Почитайте старые подшивки журнала "Пчеловодство" -- там всё это есть.
Итак, к концу августа -- середине сентября (всегда в разное время!) матка перестаёт откладывать яички, и через три недели после этого выходит последний расплод.
"Родившиеся" осенью пчёлы в работе уже не участвуют. Их задача -- пережить зиму и вырастить весенний расплод. Живут они во много раз дольше летней пчелы, мало двигаясь и, соответственно, не изнашиваясь на работе.
Когда на улице дневная температура опускается до 10 градусов, пчёлы практически прекращают полёты и начинают постепенно собираться в клуб. Впереди самое трудное время -- зима.

 

[ Содержание ]

Развитие медоносной пчелы – онтогенез – Копилка знаний

Развитие пчелы, т. е. ее онтогенез , — процесс тесно связанных количественных (рост) и качественных (дифференци-ровка) преобразований, протекающих в организме пчелы с мо­мента зарождения и до конца жизни. Пчелы относятся к насеко­мым с полным циклом превращения, включающим стадии яйца, личинки, куколки и имаго (взрослое насекомое).
Развитие пчелиной самки (рабочих пчел и матки пчелиной) начинается в неоплодотворенном яйце с момента начала дробле­ния его ядра. Этому предшествует предзародышевое развитие — формирование яйцеклетки в яичниках самки (оогенез) и спер­матозоидов в семенниках самца (сперматогенез). Онтогенез пчелы, как любого живого организма, делится на два периода развития — эмбриональное и постэмбриональное.

Развитие маток, трутней, рабочих пчел


Эмбриональное развитие пчелы — это развитие зародыша внут­ри яйца. Оплодотворенные яйца развиваются 3 сут, неоплодотворенные — на 10 ч дольше (табл. 2.3).

Постэмбриональное развитие пчелы начинается с момента вы­хода личинки из яйца, состоит из нескольких последовательных стадий индивидуального развития (личинка, предкуколка, кукол­ка, взрослое насекомое) и проходит с метаморфозом — глубоким преобразованием строения организма. Для развития пчелы харак­терно полное превращение, при котором червеобразная личинка, не похожая на взрослое крылатое насекомое, переходит во взрослую форму на стадиях предкуколки и куколки. При развитии с метаморфозом личинки и взрослые формы животных выполня­ют обычно разные функции, что способствует сохранению и про­цветанию вида.

Личинка пчелы


Личинка пчелы — стадия индивидуального развития, которая следует после зародышевого периода и предшествует стадии ку­колки. По внешнему виду и строению внутренних органов ли­чинка резко отличается от рабочей пчелы (рис. 2.3).

Тело личинки червеобразное, белое, с очень маленькой голов­кой; туловище состоит из трех грудных и десяти брюшных сегмен­тов. Большая часть головы — хитиновая капсула, которая делится вдоль на две выпуклые части. На голове имеется рот и отверстие выводного протока прядильной железы, а также зачатки усиков (антенн), верхней и нижней губы. Глаз нет. Тело покрыто тонкой хитинизированной кутикулой, под которой расположен кожный эпидермис. Грудные сегменты личинки, в отличие от таковых у взрослой пчелы, хорошо отграничены друг от друга; крыльев и ножек на них нет. Брюшные сегменты сходны с грудными и резко от них не отграничиваются; на них расположены 10 пар дыхалец, в центре последнего сегмента — анальное отверстие. В середине тела сегмен­ты имеют наибольший диаметр, впереди и сзади уменьшаются.

Кишечник личинки  состоит из передней, средней и задней кишок. Передняя кишка — короткая тонкая трубочка (без медового зобика), в которую поступает жидкий корм.
Средняя кишка, занимающая значительную часть тела, явля­ется самым крупным отделом кишечника. В течение всей жизни личинки она не соединяется с задней кишкой, и в ней накапливаются непе­реваренные частицы пищи, лишь в конце личиночной стадии, перед пря­дением кокона, эти отделы соединя­ются, экскременты поступают в зад­нюю кишку, а из нее — наружу. Четы­ре мальпигиевых сосуда замкнуты с обоих концов, их задние концы также открываются в конце личиночной ста­дии, и содержимое удаляется из орга­низма через заднюю кишку. Сердце ли­чинки состоит из 12 камер, через от­верстия между которыми в него посту­пает гемолимфа.

Органы дыхания  представлены двумя расположенными по бокам тела трахейными стволами, имеющи­ми мелкие ответвления.
Основные части нервной системы  — надглоточный и подглоточ­ный нервные узлы, расположенные в голове, и брюшная нервная цепочка, состоящая из трех грудных и восьми брюшных узлов (ганглиев).
Половые железы у будущих самок представлены двумя валика­ми, лежащими над кишкой. Развиваются зачатки яйцевых трубо­чек, число их в каждом яичнике может достигать 150 и не зависит от того, какая это личинка — рабочей пчелы или матки. У буду­щих самцов развиваются семенники (достигая почти окончатель­ной величины), а также придаточные железы, семяизвергательный канал и копулятивный орган.

У личинки формируются зачатки жала и большой ядовитой железы. Постепенно развиваются имагинальные почки (гистобла-сты), из которых впоследствии образуются органы взрослой пче­лы. У личинки наблюдается значительное развитие жирового тела. В нем накапливаются резервные питательные вещества (белки, жиры и углеводы), которые используются затем при перестройке личиночных органов в органы куколки и взрослого насекомого. Формируются прядильные железы, в них секретируется вещество, используемое личинкой для прядения кокона.

Длина личинки по выходе из яйца I — 1,5 мм, масса 0,08 — 0,1 мг. Развитие личинки рабочей пчелы длится в среднем 6 — 7 сут, мат­ки — 5, трутня — 7—9. При кормлении личинки рабочие пчелы выделяют корм на донышко ячейки. Медленно перетекая к осно­ванию ячейки, корм приходит в соприкосновение с личинкой, и она питается, плавая на капельке корма. При этом изогнутая личинка перемещается по кругу, сокращая и вытя­гивая тело. Кормом личинки служат молочко и кашица (смесь меда и перги). Состав корма для личинок рабочих пчел и маток различен.

В первые два дня в молочке для личинок рабочих пчел много белка и жира, затем их содержание уменьшается, но резко увеличивается количество Сахаров. На тре­тьи сутки личинки рабочих пчел получают каши­цу. Добавление пыльцы в корм личинок трутней начинается на четвертый день. Личинка матки пи­тается только молочком, которым пчелы снабжа­ют ее в огромном количестве (личинка плавает на корме). В течение всего времени развития ли­чинки матки количество жиров возрастает с 5,6 до 12,6 %, количество белков в молочке не меня­ется (40—50%).

За время развития личинки рабочей пчелы ее масса возрастает в 1500 раз и составляет около 145 мг (масса личинки, вышедшей из яйца, — 0,11 мг), максимальная масса личинки трутня превышает эту величину более чем вдвое (около 360 мг), масса личинки матки достигает 350 мг и продолжает возрастать после запечатывания ма­точника. Рост личинки сопровождается активным обменом веществ и периодическими линьками, при которых старый личиночный покров сбрасы­вается, а вместо него образуется новая кутикула большего размера, соответствующего размерам ра­стущей личинки. За время личиночной стадии про­исходит четыре линьки, резкими изменениями в строении личинки они не сопровождаются.
При завершении личиночной стадии личинки рабочих пчел и трутней перестают питаться, вып­рямляются вдоль ячейки, и пчелы запечатывают ячейки пористой, проницаемой для воздуха кры­шечкой.

Потребность трутневых куколок в кис­лороде выше по сравнению с пчелиным, поэто­му их ячейки запечатываются крышечками вы­пуклой формы. Поскольку маточники строятся вне сота, предкуколка и куколка матки имеют в запе­чатанном маточнике наилучшие условия возду­хообмена. В запечатанной ячейке, освободившись от кала, личинка прядет кокон (пчелиная и ма­точная 2 сут, трутневая 3 сут) Маточная личинка во время прядения кокона продолжает питаться, поэтому кокон имеет вид колпачка на вершине маточника, а в месте расположения корма кокона нет. По оконча­нии прядения кокона личинка снова выпрямляется и становится неподвижной, превращаясь в предкуколку.

Основная функция личинки — интенсивное питание. Строе­ние личинки соответствует ее функции и во многом отличается от строения взрослой пчелы. У нее нет органов зрения и обоня­ния, она лишена пигментации, значительную часть ее тела за­нимает средняя кишка (экскременты не выделяются, иначе бы корм загрязнился), медовый зобик отсутствует; в трахеях нет воздушных мешков; жировое тело достигает 60 —65 % массы тела взрослой личинки; по составу яйцевых трубочек личинка рабочей пчелы не отличается от личинки матки. От начала постэмбрио­нального развития до стадии взрослого насекомого проходит в среднем 3 недели и происходит 6 линек; развитие пчелы на этих стадиях характеризуется высокой интенсивностью обмена ве­ществ, особенно у маток и трутней.

Личинки за короткий период развития (от 5 до 7 сут) линяют 4 раза, так как увеличение их размеров возможно только при периодическом сбрасывании шкурки. Последовательные линьки рабочей пчелы происходят через 12— 18, 36, 60 и 78 — 89 ч после выхода из яйца. Личинки самок в первое время не отличаются друг от друга, но на вто­рые—третьи сутки маточные личинки в результате особого режи­ма питания начинают расти значительно быстрее, и к концу ли­чиночной стадии их масса превышает массу личинок рабочих пчел; личинки трутней также крупнее. Масса личинок рабочей пчелы и трутня достигает максимума ко времени запечатывания ячейки, у матки — несколько позже, так как при переходе к стадии предку-колки, во время прядения кокона, маточная личинка продолжает питаться.

В конце стадии предкуколки происходит пятая линька, разви­тие куколки завершается шестой линькой. На стадиях предкукол­ки и куколки, которые пчела проводит в запечатанной ячейке, она не питается и не двигается; в этот период используются ре­зервы, накопленные в жировом теле личинки; масса тела падает почти на 30%. В теле предкуколки и куколки происходит интен­сивная перестройка, при которой большинство личиночных ор­ганов разрушается и формируются органы взрослого насекомого. У пчелиной матки на этих стадиях размер яйцевых трубочек уве­личивается, они продолжают развиваться, и образуются яичники взрослой матки; у рабочей пчелы происходит дегенерация зачат­ков яйцевых трубочек, число их уменьшается до 3 — 21.

Предкуколка пчелы — стадия индивидуального развития пчелы, которая следует за личинкой и предшествует стадии куколки. Ста­дия предкуколки наступает после того, как личинка заканчивает прядение кокона. На стадии предкуколки тело личинки претерпе­вает большие изменения (рис. 2.7).

Предкуколка пчелы


Происходит постепенное обособле­ние головы, а также груди и брюшка — отделов, имеющихся у куколки и взрос­лой пчелы. На голове становятся замет­ными сложные глаза и выдвинутые впе­ред зачатки усиков (антенн), вытяги­ваются зачатки ротовых придатков. Сег­менты груди и брюшка начинают при­обретать строение, характерное для взрослой пчелы. На грудных сегментах обозначаются прижатые к телу зачатки ножек и крыльев. Внутренние органы личинки начинают подвергаться распа­ду, закладываются новые органы. В пе­редней кишке формируется медовый зобик с клапаном, средняя кишка ста­новится петлеобразной и приобретает складчатое строение, задняя делится на тонкую и прямую кишки. Образуется большое число тонких мальпигиевых сосудов. Узлы нервной цепочки частич­но сливаются. В трахейной системе фор­мируются крупные воздухоносные мешки. Жировое тело резко уменьша­ется. Стадия предкуколки длится у мат­ки 2 сут, у рабочей пчелы — 2 — 3 сут, у трутня 4—6 сут. В конце стадии пред­куколки личиночная оболочка сбрасы­вается и из нее выходит куколка.
Куколка пчелы — стадия индивидуаль­ного развития пчелы, которая следует за предкуколкон и завершается форми­рованием взрослого насекомого. По стро­ению куколка напоминает взрослую пче­лу (рис. 2.8), но она неподвижна, не питается и не выделяет экскрементов.

Куколка пчелы

Вначале куколка лишена пигмента­ции, затем глаза становятся фиолето­выми, после этого темнеют голова, грудь, брюшко. Расправляются усики (антенны), ротовые придатки, форми­руются ножки и крылья. В связи с раз­витием крыльев меняется мускулатура грудных сегментов.
К концу стадии куколки окончатель­но формируются все органы взрослой пчелы, внешний покров тела затвердевает. Развитие куколки длится у матки 6 сут, у рабочей пчелы — 9, у трутня 10— 14 сут. В конце развития куколки пчела сбрасывает куколочную шкурку, прогры­зает крышечку и выходит из ячейки. Стадией куколки заканчива­ется постэмбриональное развитие пчелы и начинается фаза взрос­лого насекомого (имаго).

Пчелиная матка достигает половой зрелости через 6—10 сут после выхода из маточника, откладывать яйца начинает через 36 — 48 ч после спаривания. Продолжительность жизни пчелы зависит от формы особей (матка, рабочая пчела, трутень) и физиологи­ческого состояния их организма.
 

По этой теме читайте на сайте :


матка, трутень, рабочая и цикл жизни

Содержание статьи

Мёд любят многие, а вот интересовался ли кто-нибудь, кроме специалистов, конечно, сколько живёт пчела с её плотным графиком работы? Как велика продолжительность жизни маленьких тружениц? Являясь древнейшими обитателями нашей планеты, пчёлы имеют совсем короткую жизнь, но такую яркую! Ведь ежедневно они облетают тысячи цветов, собирая нектар и пыльцу, чтобы приготовить вкусный и полезный мёд. Какова продолжительность жизни насекомых-медоносов и от каких факторов она зависит?

Продолжительность жизни пчёл

Пчелиная семья живёт в улье и насчитывает около нескольких тысяч особей. Все они настолько тесно связаны друг с другом, что являются единым живым организмом. Существует три вида насекомых, это:

Самая длинная жизнь у пчелиной матки. Она, как правило, ничего не делает. В её обязанность входит лишь воспроизводить потомство. Здоровая матка за сутки откладывает до 2000 яиц, а за весь год — до 200000 штук! Откладывать яйца она начинает уже зимой, и продолжает до середины сентября. В естественных условиях матка может жить от 6 до 8 лет, но в улье её стараются заменить после двух лет жизни, так как снижается её репродуктивность. Больных или плохих маток меняют ещё раньше.

В конце весны из яиц вылупляются трутни. Через пару недель после появления, они уже становятся дееспособными и начинают выполнять свои прямые обязанности, а это — оплодотворение матки. Как правило, после этого пчёлы — самцы уже становятся не нужны, да и кушают они слишком много. Чтобы прокормить трутня, нужно множествам пчёл трудиться в поте лица, поэтому, как только самец выполнит своё предназначение, его стараются выгнать из улья. Бывает, они сами погибают при совокуплении с маткой или съедаются птицами. Тех трутней, которым удалось дожить до конца лета, пчёлы изживают из улья осенью — выгоняют и больше не впускают. Так как самцы не могут сами прокормиться, они гибнут от голода. Если в улье зимой находится трутень, это говорит о том, что матка пчелиного семейства бесплодна и её нужно заменить.

Самая короткая жизнь у рабочей пчёлы. После своего вылупления, на третий-четвёртый день она уже самостоятельно чистит свою ячейку, в которой появилась на свет, а ещё через три дня её железы начнут вырабатывать пчелиное молочко, и она, помимо уборки, начнёт вскармливать личинок и других пчёл. Средняя продолжительность жизни рабочей особи — от 30 до 45 дней. Насекомые, появившиеся на свет весной, живут меньше, чем те, которые родились в конце лета или осенью. Весенние пчёлы изнашивают себя тяжёлой работой, а осенние, которые практически бездействуют, могут прожить от 60 дней до года. Меньше всех живут пчёлки, родившиеся в начале апреля. Длина их жизни составляет всего 22-25 дней.

Жизнь пчёл строго регламентирована и подразделяется на два периода:

  • ульевую;
  • полевую.

Первый период обусловлен пребыванием пчелы в улье и выполнением работы по дому (кормление потомства и матки, уборка улья, изготовление сот). А во второй период насекомые трудятся на улице, собирая нектар.

Факторы, влияющие на продолжительность жизни пчелы

Сколько лет живут пчёлы? Срок жизни пчелы зависит от многих факторов. Один из них — это сезонная изменчивость продолжительности жизни особей разных поколений. О нём говорилось выше. Особь, родившаяся весной, живёт намного меньше той, которая появилась на свет в конце лета или осенью.

Питание насекомых имеет немаловажную роль. Если зимой в улье будет недостаток пищи или низкое её качество, то вместо 60 дней пчёлки не проживут и 20.

Огромное влияние на продолжительность жизни медоносных пчёл оказывают климатические условия. Во время холодной и морозной зимы большинство особей в улье может вымерзнуть.

Также влияет на продолжительность жизни пчелы:

  • образ существования;
  • внешняя опасность;
  • заболевания и паразиты;
  • забота хозяина за ульем;
  • качество жилища.

В случае, если в улье нет дееспособной матки, пчёлы могут жить до 200 дней и больше. Они, каким-то образом, умеют регулировать длительность своей жизни. Считается, что насекомые-медоносы могут обновлять свои организмы в случае отсутствия возможности продления своего рода. Вот такие, они, удивительные, эти маленькие пчёлки!

Цикл жизни медоносной пчелы

После того, как матка отложила яйцо, до момента вылупления проходит 3 недели. На четвёртый день личинка разрушает оболочку яйца, и начинается процесс её вскармливания, который производят молодые насекомые, которые ещё не вылетают из улья. Три дня личинку кормят молочком, а на четвёртый ей начинают давать смесь пыльцы, воды и мёда. Через 7 дней личинка вырастает так, что уже не помещается в ячейку сот, и её запечатывают в воск, с чего и начинается второй этап её развития.

Этап этот длится примерно двенадцать дней, а далее, разрушая восковую оболочку, на свет появляется молодая пчелиная особь.

Наступает третий этап. Первые два дня после вылупления пчёлка не работает. На третий день она начинает работу. Сперва это будет чистка собственной, а затем и других ячеек для новых кладок яиц. Четыре дня молодую пчелу кормят другие особи, а на четвёртый день она уже кормится самостоятельно, после того, как у неё начинают работать железы, вырабатывающие маточное молочко. А через неделю сформировавшаяся особь уже может кормить других молодых пчёл.

В этот же момент начинают свою работу железы, выделяющие воск, и молодое насекомое принимает участие в строительстве улья. Через 2 недели количество вырабатываемого воска снижается, и пчела начинает заниматься уборкой улья.

На 22 день молодая пчёлка превращается во взрослую особь, которая начинает свою «лётную карьеру». Теперь в её обязанность входит сборка нектара и выработка мёда. За одну лётку пчела может принести до 40 мг нектара и 15 мг пыльцы. И так продолжается около 30 дней, пока силы не покинут насекомое и оно не умрёт. Пчела работает на износ, а от работы, как говорится, и кони дохнут.

Медоносные пчёлы живут по законам, заведённым в пчелином семействе и чётко придерживаются установленных правил. Отсюда, и высокий уровень организации.

Влияние температуры в период развития яичников у маток пчел

Один из важных показателей размера маток - длина третьего тергита увеличивается при повышении температуры с 30 до 34°С на 1,5-2,5%. При дальнейшем ее подъеме до 37°С происходит уменьшение рассматриваемого экстерьерного признака. Примерно на 4% в диапазоне указанных температур (при максимуме 33-35°С) изменяется длина хоботка (рис. 5).

Рис. 5. Влияние температуры в период инкубирования маточников на: а - выживаемость; б - продолжительность развития; в - количество яйцевых трубочек в яичнике; г - длину третьего тергита; д - длину хоботка маток.

Влиянию термофактора подвержено развитие яичников у маток. Число яйцевых трубочек в яичниках бывает наибольшим у особей, выращенных при 33-34° С (рис. 5).

Количество трубочек как и размер тела маток характеризуют один из их важнейших показателей - плодовитость. Она тем выше, чем крупнее матки и больше яйцевых трубочек находится в их яичниках. С этим и плодовитостью матки коррелирует медовая и восковая продуктивность семьи. Кроме того, пчелы безматочных семей охотнее принимают крупных маток. Изложенное позволяет заключить, что оптимальной температурой для развития маток является 33-34° С.

Поскольку в естественных условиях температура в жилищах пчел колеблется, для понимания физиологических процессов и с практической точки зрения важно знать, оказывает ли это влияние на развивающихся членов пчелиной семьи. Для выяснения этого вопроса запечатанный пчелиный расплод и маточники инкубировали в термостатах с циклически изменяющейся температурой в пределах 32-36 или 31-38° С. Частота повторения цикла была 2∙10-4 Гц. Для контроля расплод и маточники термостатировали при постоянных (колебания ±0,1° С) крайних и некоторых средних значениях температур. При этом отмечено, что длина хоботка и размеры третьего тергита у особей, выращенных при циклически изменяющейся температуре, соответствовали прошедшим тот же период развития при стабильной температуре (табл. 8). Аналогичный результат получен при имитации суточных колебаний температуры, для чего в течение всего цикла развития запечатанный расплод был помещен в термостат, температура в котором через каждые 12 ч изменялась с 38 (днем) до 31°С (ночью). В опытах на матках установлено небольшое увеличение процента их гибели при тех же условиях выращивания: при 34±0,1°С погибло 7±2% развивающихся маток, при диапазоне 31-38°С гибель составила 14±7%.

Таблица 8. Вес и некоторые экстерьерные признаки маток, инкубированных при стабильной и циклически изменяющейся температуре (по Е.К. Еськову и А.И. Торопцову, 1977).

Показатели

Температура, °С

31-38

34±0,1

М±m

Cv, %

М±m

Cv, %

Вес, мг

214±4

12

218±3

10

Длина хоботка, мм

3,86±0,03

5

3,89±0,02

4

Длина 3-го тергита, мм

5,62±0,03

4

5,56±0,03

4

Ширина 3-го тергита, мм

3,05±0,02

4

3,04±0,04

5

Развитие пчелиной семьи, этапы и природная зависимость

Опытные пчеловоды, следя за изменениями в природе, знают наперед, когда уже время вмешиваться в развитие пчелиной семьи – ускорить его, чтобы получить больше товарного меда или наоборот уменьшить, создавая отводки, пакеты пчел или отбирая засев на выходе.

По моим наблюдениям, начинающие пчеловоды, что мало знакомы с биологией пчелок, слишком часто задают вопрос: «Купил пчел, что делать дальше»? Или: «Подарили улей с пчелами, что с ними делать»?

Вам поможет эта статья, так как в целом расскажет об этапах жизнедеятельности медоносных насекомых в различное время года.

А также, ответит на вопрос: почему очень важно следить за изменениями в природе и началом цветения медоносов?

В своей предыдущей статье «Пасека весной» я рассказал о том, как зависит развитие пчелиных семей от самого пчеловода. Но есть еще природные факторы, что влияют на этот процесс.

Каждый живой организм в процессе жизни проходит определенные этапы. Пчелиная же семья состоит из трех особей.

Развитие рабочей особи (пчелы) проходит за 21 день и состоит из нескольких стадий.

Первые 7 дней проходит стадия от яйца и рост личинки (открытый засев). Следующие 14 дней (печатный засев) происходит превращение личинки в куколку, и на 21 день выход с ячейки молодой пчелки.

Формирование пчелиного трутня и матки первые 7 дней происходит также.

Но запечатанная личинка матки развивается на 5 дней быстрее (16 дней), чем личинка рабочей особи. А трутневая личинка развивается на 5 дней дольше, чем пчела (26 дней).

Но семья медоносных пчел, как единое биологическое целое, также имеет определенные этапы своего роста. Так годовой цикл развития пчелиной семьи делиться на два периода:

1. Репродуктивный период (активный сезон в пчеловодстве).
2. Период самосохранения (подготовка к зимовке и жизнь пчел в неактивный сезон — поздняя осень, зима).

Репродуктивный период жизни пчел

От чего зависит развитие пчел весной. Цветение кленов.

Репродуктивный период (размножение) – когда пчелы своими действиями готовятся к размножению биологически жизнеспособными природными семьями – роями.

• Пробуждение пчел от зимнего покоя.
• Активизация жизнедеятельности пчел.
• Наращивание максимальной силы.
• Роение.

Пробуждение пчел зимой и появление первого засева происходит в конце зимовки. В южных областях страны, в теплые зимы, засев может уже появляться в феврале.

Активизация пчел происходит с появлением в природе первых пыльценосов (верба, клен и др.).

Далее, происходит наращивание силы. Что заканчивается роением пчел – единственным природным способом размножения медоносных насекомых.

В южных областях страны роевой период может уже начаться в начале мая и заканчивается в начале июля, иногда в августе.

Период самосохранения

Это период самосохранения пчел, как биологического вида. Развитие пчелиной семьи в это время продиктовано инстинктом всех медоносных насекомых.

Включает в себя подготовку и перенесение неблагоприятных условий окружающей среды и состоит из:

• накопления кормов;
• подготовки пчел к зимовке;
• зимнего спокойствия.

Инстинкт накопления кормов у пчел присутствует всегда. Это особенно хорошо видно, если в регионе несколько сильных или главных взятков (белая акация, рапс, летнее разнотравье, подсолнух, гречка и др.).

Но наибольше он проявляется на поздних взятках. Подготовка пчел к зимовке начинается в конце главного взятка.

Уже августовское поколение молодых пчел составляет костяк пчел, что идут в зиму.

Зимний покой у пчел наступает с первым длительным похолоданием и может длиться 6 месяцев и больше.

А в конце зимовки снова начинается репродуктивный период медоносных насекомых.

 Зависимость развития пчелиной семьи от температуры и начала цветения медоносов

Наибольшее влияние на развитие пчелиной семьи имеет кормовой фактор.

Для пчел он проявляется в медовой и пыльцовой производительности растений той местности, где размещена пасека. Это одна из главных причин кочевого пчеловодства.

Развитие же медоносных растений напрямую связано с климатическими факторами, главным из которых есть температура и влажность воздуха.

Так опытные пчеловоды, неоднократно анализируя свои наблюдения, установили, что пчелы начинают развиваться весной только с началом массового цветения первых пыльценосов и с приходом стабильного тепла.

Причем, никакая подкормка не может заменить этот скачок в росте силы семьи.

По моим наблюдениям (восток Украины) стремительный процесс роста силы семей наблюдается с цветения кленов и верб. Причем диапазон дат начала цветения этих медоносов колеблется от конца марта до средины апреля.

Следующим этапом в жизни пчел есть роение и первый хороший взяток. В моей местности это рапс или цветение белой акации (15 мая – начало июня).

Как правило, все сильные семьи, где нет роевой ситуации, показывают хорошие показатели по меду в этот период.

Наименее подвержены колебанию начало цветения растений в летний период. Так главный взяток в моей местности всегда начинается с цветением подсолнуха (конец июня – начало июля).

Заканчивается также в одно время – начало — средина августа. Но на конец взятка влияет больше засушливый климат или сильное похолодание.

Зная все эти даты, пчеловод точно может спрогнозировать начало взятка и работы на пасеке в тот или иной период.

Главное, может контролировать развитие пчелиных семей, чтобы: максимально использовать их на медосборе,

  • не допустить роения,
  • организовать племенную работу,
  • вовремя отобрать и выкачать мед (не допустив воровства),
  • вовремя подкормить пчел,
  • организовать зимовку.

Начинающему пчеловоду эти знания необходимы, чтобы не возникало вопросов, что делать с пчелами в тот или иной период. Все зависит от природных условий вашей местности и самих пчел.

Видео, осмотр пчел.


Вам была полезна статья? ⇨
Нажмите на кнопку соц. сетей!!! ⇨


Пожалуйста, оцените статью в рейтинге!!!

Загрузка...

Развитие пчелиных маток и факторы, влияющие на их качество

В биологии медоносных пчёл большой интерес представляет всё ещё не изученное до конца явление “эффекта группы”. Природа этого явления, видимо, уходит в далёкое прошлое общественных насекомых, в период формирования типа их приспособления к условиям среды. Р.Шовен понимает под “эффектом группы” ту внутреннюю взаимосвязь и зависимость особей друг от друга, которая определяет, какое количество особей составляет группу, обеспечивающую нормальное развитие матки.
Видовые особенности поведения медоносных пчёл формировались в течение долгого времени под действием естественного отбора. Они укоренились столь прочно, что стали неотъемлемым качеством вида, и нарушение этого биологического равновесия, несомненно, отражается на состоянии гнезда в целом и отдельных особей в частности. В связи с этим формирование нуклеусного гнезда должно основываться на закономерностях и биологических особенностях развития пчелиной семьи как целостной биологической единицы.
Под нарушением “эффекта группы” следует понимать, в первую очередь, нарушение соответствия возрастного состава рабочих пчёл, расплода, количества особей в семье, объёма гнезда и микроклимата в целом. В своей каждодневной практической работе пчеловоды часто сталкиваются с проблемой нарушения “эффекта группы”, но не всегда придают ему должное значение. А между тем, такая процедура, как подсадка маток на изолированную рамку, тоже основана на нарушении “эффекта группы”. Пчелиная семья, как целостная биологическая единица, не принимает матку, но та же матка, подсаженная на изолированную рамку с пчёлами, принимается ими.
С целью проследить влияние фактора “эффекта группы” на приём маток пчёлами был поставлен эксперимент. В июле 14 плодных маток было подсажено методом прямой подсадки в семьи примерно одинакового уровня развития и биологического состояния (учтено наличие открытого и запечатанного расплода). Спустя 30 мин. было проверено отношение пчёл к вновь подсаженным маткам. Из 14 подсаженных маток 5 спокойно ходили по соту, вступали в кормовой контакт с окружающими пчёлами, были приняты и скоро приступили к откладке яиц. В остальных 9-ти семьях матки были в клубе пчёл на рамках или на дне улья.
Всех этих маток, а также часть пчёл перенесли в пересылочные клеточки. Пчёлы, оторванные от своего гнезда, лишённые связи с биологически целостной единицей, ранее враждебно принимавшие маток, в новых условиях успешно ухаживали за матками и интенсивно их кормили. Вторая попытка подсадить маток вместе с ухаживающими за ними пчёлами в семьи не увенчалась успехом.
Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что поведение горстки пчёл не координируются пчелиной семьёй, их действия носят обособленный характер и не зависят от биологического и физиологического состояния гнезда, определяющего действия всех его сочленов.
Подтверждением этого вывода послужили результаты ещё одного эксперимента, поставленного с целью определить, смогут ли пчёлы, изолированные от семьи, отличить свою матку от чужой. Другими словами, была сделана попытка установить, в какой степени и за какой период времени может угаснуть информация, объединяющая пчелиную семью в одну целостную биологическую единицу.
В прибор, состоящий из 6 одинаковых по объёму камер, изолированных друг от друга ганемановской решёткой, и имеющей в центре камеру круглой формы, посадили двух маток из разных семей. Маток поместили в разные камеры, разделённые только ганемановской решёткой. В центре прибора, в круглую камеру, сообщающуюся со всеми камерами через ганемановскую решётку, поместили 10 пчёл из той же семьи, что и одна из маток.
С момента посадки маток в прибор до переноса туда пчёл прошло 2 мин. Спустя 10 мин. определили количество пчёл, находящихся в одной камере со своей маткой. Их оказалось только 2. Столько же пчёл было и в камере с чужой маткой. По истечении 30 мин. уже 7 пчёл из 10 находились в одной камере со своей маткой. С чужой маткой остались 3 пчелы, причём видимой враждебности по отношению к чужой матке со стороны пчёл не наблюдалось, однако матка вела себя настороженно. Необходимо учесть, что обе матки находились рядом, их отделяла друг от друга только ганемановская решётка.
В следующем варианте опыта в одну из камер поместили матку, а в центральную камеру – 10 пчёл из другой семьи. В течение 15 мин. к матке перешли 6 пчёл; за 20 мин. с момента начала опыта мы наблюдали 3 кормовых контакта.
Наконец, в последнем варианте опыта двух маток поместили в камеры друг против друга. В центральную камеру перенесли 20 пчёл, по десять от каждой семьи. С целью дифференцировки пчёлы были помечены. Опыт продолжался в течение 1 ч. В этот период пчёлы переходили из одной камеры в другую. По прошествии 30 мин. в одном случае с маткой находились 4 своих пчелы и 3 чужих, а в другом – 2 своих и 3 чужих. По истечении 1 ч пчёлы распределились в камерах следующим образом: с одной из маток находились 3 своих и 5 чужих пчёл, с другой – 4 чужих пчелы.
Проведённые исследования дают основание считать, что оторванная от семьи группа 10 пчёл не в состоянии сохранить ту взаимосвязь, которая существовала в семье как в целостной биологической единице. Этим объясняется тот факт, что пчёлы не объединились со своей маткой, только что взятой из семьи.
Почему же оторванные от семьи пчёлы не выполняют своего прямого назначения – окружить свою матку заботой и вниманием и проявить агрессивность к чужой? Что ещё необходимо для того, чтобы пчёлы объединились со своей маткой?
Общепринято, что взаимосвязь в пчелиной семье осуществляется через маточное вещество. Если маточное вещество играет главную роль в объединении семьи, то становится непонятным безразличие пчёл к своей родной матке во всех вариантах опыта. В то же время известны случаи, когда пчёлы активно реагируют даже на мёртвую матку. Более того, клеточка, в которой находилась матка, интенсивно привлекает пчёл, хотя матки там нет.
Проблема взаимосвязи в семье медоносных пчел остаётся далеко не выясненной. Вместе с тем разрешение этой проблемы дало бы возможность решить множество вопросов в практическом пчеловождении.
Развитие неполноценных маток – это результат нарушения жизнедеятельности пчёл в нуклеусе и биологического равновесия в целом, ибо все изменения, отклонения от нормы в пчелиной семье чаще всего являются ответной реакцией на изменения в окружающей среде таких факторов, как температура, влажность и др.
В слабых семейках не создаётся благоприятных условий для выращивания личинок и получения полноценных пчёл, от которых зависит полноценное питание матки в период её дозревания и оплодотворения. Интересные исследования, подтверждающие данные о том, что качество пчёл ухудшается при воспитании в слабых семьях, провёл Малашенко. Перед началом главного взятка он объединил по 4 слабых семьи и уравнял новые семьи по количеству пчёл с сильными семьями. Интенсивность лёта пчёл в сильных семьях значительно превышала интенсивность лёта пчёл из равных по силе семей, но выведенных до взятка в слабых семьях. Нагрузка медового зобика также свидетельствовала о значительных преимуществах пчёл от сильных семей – их медовые зобики весили на 11,3 мг больше. Продуктивность объединённых слабых семей в конце взятка оказалась на 14,8% ниже, чем сильных.
Таким образом, одна из причин получения биологически неполноценных маток – нарушение “эффекта группы”, т.е. малочисленность пчёл в нуклеусе и их неспособность создать нормальные условия для развития маток и других особей гнезда.
Г.К.Василиади.

Поделитесь, пожалуйста, ссылкой в Вашей любимой социальной сети:

Читайте также


Смотрите также

 


Copyright © MedPetrova.ru Карта сайта, XML.