Главаня
Купить оптом
Цены
Контакты
Наши партнеры
Статьи






Липовый мед
Цветочный мед
Гречишний мед
Донниковый мед
Мед в сотах
Маточное молочко
Перга
Пыльца
 

Как использовать освященный мед


Медовый Спас – праздник освящения меда?

Праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня в народе называется Медовым Спасом. Люди несут в храм освящать мед, совершенно не задумываясь ни о смысле праздника, ни об источниках народной традиции. Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора, рассказывает о том как не бороться с народными традициями, а воцерковлять их, ставить на службу Богу и человеку.

Протоиерей Александр Агейкин

Существует большая современная проблема — человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна, смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать, потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.

Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе — использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед, ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.

Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость — эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.

Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней. Император даже уезжал подальше из столицы, чтобы не быть затронутым эпидемиями, а людям давалась возможность прикоснуться к святыне, попросить Бога о милости, об исцелении, которое стало бы не просто врачеванием, но обретением ощущения духовной гармонии, через молитву, через покаяние.

Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того, чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.

Оставлялся мёд также не случайно. Не для того, чтобы батюшка наелся меда без меры, а чтобы церковь, как община, могла поделиться этим мёдом с нуждающимися, с теми, кто не может его купить, не может приобрести, не имеет пасеки. Также и освящение плодов на Преображение — люди приносили часть начальных плодов нового урожая, оставляя их в храме для нуждающихся.

И вот это отношение к празднику сегодня мы теряем. Мы приходим в храм со своей баночкой: «Батюшка, освяти нам мед. Мед освящённый – лучше, чем не освященный». А в чем его святость заключается? Мёд освящается нашей молитвой, нашим участием, а не просто каким-то тайным действием, которое мы не понимаем, но верим, что если такого медку вкусим, с нами произойдет что-то необычное.

То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь — не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «Спас» становится просто фоном.

Праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми, готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку, а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими.

В Елоховском соборе мы решили в этом году взять на праздник у уже испытанных, известных производителей мёд, который затем будем предлагать на продажу в лавке или перед храмом. И что важно, человек сможет купить мёд не только для себя, но и оплатить мед для нуждающихся. Тогда мы будем иметь возможность поделиться с нуждающимися, имея оплаченный добрыми, щедрыми людьми мед. Конечно, это наш первый опыт, посмотрим, как это будет восприниматься людьми, но мы специально отобрали несколько сортов хорошего меда нового сбора, чтобы гарантировать соблюдение традиции – освящения меда нового сбора. Теперь  прихожане могут приобрести мед не только для себя, но и для других, для тех, кто не имеет возможности порадовать себя медом в эти дни.

Это своего рода пример, как не бороться с новыми традициями, а воцерковить их, наполнить духовным смыслом. Когда мы живем не только для себя, мы меняемся. Человек должен жить в служении, в служении Богу и ближнему. Кто-то может помочь собрать урожай и привезти в храм яблоки, раздать их. Кто-то может эти яблоки распространять как пожертвования и т. д. Есть различные виды служения, и как раз народные традиции можно использовать для того, чтобы воцерковить человека, привить ему вкус к добродетели.

Нужно возродить такое понятие, которое сейчас, к сожалению, утеряно, как «школа добродетели». Храм – это не только место богослужения, это еще и школа добродетели, где священник, духовенство, община могут помочь человеку научиться быть добродетельным. В том числе и с помощью народных традиций.

Подготовила Мария Строганова

история и традиции праздника, как освятить мед

У наших предков была трудная, полная забот и лишений жизнь. Наверное, поэтому они придумали столько праздников, которые были связаны и с христианскими понятиями, и с языческими обычаями, и с вехами крестьянского труда. В последний летний месяц, когда урожай практически собран и в закромах полно запасов, отмечались три Cпаса (Медовый, Яблочный, Ореховый). Последние тёплые летние деньки люди проводили с играми, песнями, плясками. Сейчас возрождаются народные ценности и традиции, и люди также отмечают один из самых «вкусных» праздников — Медовый Спас. И конечно, стараются в этот день освятить молодой мёд.

Откуда пошёл Медовый Спас и его богатые традиции

Первый из трёх Спасов отмечают в первый день Успенского поста, 14 августа. Это самый короткий, но не менее строгий, чем Великий, пост. Название «Медовый» связано с тем, что пчёлы к этому времени обычно уже наполняют ульи густым, тягучим и сладким мёдом. После этого дня можно есть мёд, освящённый в церкви. А слово «Спас» указывает на связь со Спасителем.

После праздника Медовый Спас можно есть мёд, освящённый в церкви

В празднике смешались православные и языческие традиции, поскольку раньше бóльшая часть населения занималась крестьянским трудом и для всех были важны определённые моменты огородных и полевых работ. В данном случае начало сбора мёда совпадало с христианским праздником.

В древнем Константинополе именно 14 августа из храма выносили Животворящий Крест, который считали защитой горожан от опасных болезней. Крест сопровождали все жители города к роднику Спаса на границе Константинополя. Затем его размещали в храме, где к святыне мог подойти и помолиться каждый желающий.

В древней языческой Руси праздник также отмечали как конец лета. Ели мёд из сот с хлебом и другими блюдами, женщины пекли медовые пряники, делали орехи в меду, жарили блины и пироги. Пили медовуху на пирах, заготавливали ценный продукт для лечения болезней.

Что освящают на Медовый спас и как проходит освящение

Современные прихожане приносят в храм мёд и фрукты в красивой посуде. После службы или до неё священник освящает эти приношения. Считается, что после церкви мёд становится более целебным, а фрукты — более полезными.

Считается, что освящённый мёд вкуснее и полезнее обычного

На самом деле, как утверждают служители церкви, суть освящения и самого праздника немного в другом. Наши предки-пчеловоды в день Медового спаса осеняли крёстным знамением ульи и выбирали тот, где больше всего мёда. Из этого улья вынимали соты и несли в церковь для освящения. Некоторую часть освящённого мёда отдавали калекам и нищим, а вечером угощали детей, которые водили хороводы и пели песни. В церкви также оставляли часть собранного мёда, чтобы её служители могли поделиться угощением с нуждающимися.

Отдать часть мёда — знак благодарности крестьянина Богу за хорошее лето, богатый урожай, возможность досыта есть зимой. И в знак этой благодарности пчеловоды делились с теми, кто не мог сам купить мёд, результатом своего труда.

В день Медового Спаса принято было угощать всех мёдом, пирогами и блинами

Поэтому, хотя ни у кого нет сомнений в пользе мёда и как еды, и как лекарства, считать его каким-то чудотворным продуктом после освящения не стоит.

Видео: как празднуют Медовый Спас

Кроме мёда, в этот день в церквях освящают также и воду. Связана такая традиция опять же с древним Константинополем, где август был очень жарким и «богатым» на болезни. Верующие горожане приносили в храмы воду, ждали её освящения и прикладывались к кресту, на котором был распят Иисус Христос. Считалось, что это помогает оградить себя от болезней. Сейчас многие тоже приносят в церковь небольшие бутылочки с водой, чтобы освятить её.

14 августа, кроме мёда, верующие приносят в церковь и воду

Можно ли самостоятельно освятить мёд

Благодаря возросшей популярности церкви и православных праздников не всем желающим удаётся попасть в храм именно 14 августа и освятить мёд. Поэтому некоторые прихожане добавляют в банку с обычным мёдом немного освящённого и считают, что таким образом наделяют его силой исцеления всех болезней.

Служители церкви напоминают, что это освящённый мёд — не главное в празднике. Главное — чтобы человек стал лучше, щедрее, духовно возвысился, сделал что-то хорошее для окружающих, особенно нуждающихся в помощи людей, был готов поделиться с ближним. Мёд должен быть освящён не только священником, но и верой человека.

Многие приносят в церковь мёд в день Медового Спаса, чтобы освятить его

Народные приметы и обычаи на этот праздничный день

С августовским праздником связаны некоторые народные приметы и традиции:

  • в старое время в этот день освящали вновь вырытые колодцы;
  • наши предки купались в озёрах и речках, чтобы оздоровиться. Считалось, что вся вода в праздничный день смывает грехи, избавляет от болезней до следующего года. После 14 августа купаться не рекомендовалось;
  • есть примета, что если в праздник угостишь бедняка, беда обойдёт твой дом стороной;
  • нельзя в этот день иметь плохое настроение, ссориться с близкими;
  • в праздник не рекомендовалось делать домашние дела, можно было только работать на пасеке и готовить блюда для застолья;
  • считалось, что колодец, выкопанный в Медовый Спас, никогда не испортится.

    В день Медового Спаса никому не разрешалось иметь плохое настроение, обижать кого-либо и ссориться с близкими

Кроме мёда и воды, на Медовый Спас раньше освящали мак. 14 августа — день, в который поминают семь мучеников Маккавеев из Ветхого завета, но народная молва связал их имена с маком, который, кстати, тоже поспевает к середине месяца. Наши предки пекли на праздник постные пироги с маком, пряники и блины с мёдом и маком. Эти два продукта смешивались с однородную массу в специальной миске, называемой макальником. Освящённый мак хранили до Рождества.

Макальник — широкий глиняный горшок с шероховатой внутренней поверхностью для перетирания мака и других семян

Медовый спас — народный праздник с длинной историей, в которой смешались языческие суеверия и христианские обряды, а также крестьянские традиции. Неважно, какой будет в этот день мёд на столе — освящённый или нет, главное — благодарность Богу за богатый урожай, щедрость и готовность делиться с нуждающимися и сладким мёдом, и другими благами.

Приметы и традиции Медового спаса: зачем освящать мак и помогать вдовам

Одновременно с этим праздником 14 августа у православных начинается Великий Успенский пост

14 августа православные отмечают Медовый Спас и начало Успенского поста. Медовым спасом в народе прозвали день, объединяющий сразу три больших церковных праздника - Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а также Крещения Руси в 988 году.

Праздник пришел на Русь из Константинополя, где, по свидетельству историков, он был провозглашен не позже IX века. Накануне торжества из императорского дворца в храм Софии-Премудрости Божией переносили сохранившуюся часть Креста Христова, при этом совершалось водоосвящение. Затем в течение двух недель — до праздника Успения Богородицы — святыню носили по городу, служа литии для освящения различных мест и избавления от болезней.

По церковным канонам в этот день во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии — крестный ход на воду. Вместе с водой освящается мед. Отсюда и происходит название первого из серии праздников, именуемых в народе «спасами», — «Мокрый» или «Медовый».

На Руси в этот день совершалось малое водосвятие, начинали сбор меда и его освящение. Свое название праздник получил потому, что соты в ульях к этому времени пасечники обычно приступают к сбору меда - считалось, что если пчельник «не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед». По традиции разрешалось есть освященный церковью мед именно с этого дня.

С утра пчеловоды старательно высматривали ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесенный в сотах мед. Часть освященного меда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. Затем большая половина этого праздника происходила на пасеке.

В этот же день начинается двухнедельный Успенский пост, названный так в честь праздника Успения (перехода из жизни земной в жизнь вечную) Пресвятой Богородицы (28 августа), которым он завершается. Этот пост считается строгим - Церковь призывает верующих воздерживаться на всем его протяжении от употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе в составе различных продуктов. Есть рыбу разрешается только в праздник Преображения Господня (19 августа). Причем в этом году православные будут поститься на один день больше, потому что предваряет Успенский пост среда - день, в который, как и в пятницу, по традиции не принято есть продукты животного происхождения. Успенский пост, как и Великий, особенно строг к развлечениям. Во время этих постов в императорской России даже гражданские законы запрещали публичные маскарады, спектакли и иные зрелища.

Приметы и традиции

С этим праздником связано немало примет и обычаев. Так, с него начинаются проводы лета. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье". По народным приметам, в Медовый Спас отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, а роса становится холодной. Это первые признаки приближающейся осени. По погоде в этот день судят о том, каков будет третий Спас, который приходится на 29 августа.

Мёд исцелит и исполнит желание

Считалось, что даже самый бедный человек должен съесть освященный мёд нового урожая на Первый Спас - по поверью, он имеет особенную целительную силу и способен поднять на ноги даже тяжелобольного человека, кроме того освященный мед может исполнить любое желание.

Сбор и освящение мака

Считалось, что если мак собирали именно в Медовый Спас, а потом его освящать, то он будет иметь не только ценные кулинарные качества, но и лечебные свойства.

После Медового Спаса в воду не заходят

По народному календарю в день Медового Спаса начинается настоящая осень - тепло идёт на спад, ночи становятся холодными, а вода в водоёмах уже не так сильно нагревается. Однако, учитывая повсеместную аномальную жару, в настоящее время эта примета вряд ли актуальна.

Первый посев

С этого дня начинали высевать озимые культуры - считалось, что если начать сеять раньше, то урожая не будет вообще.

Помощь вдовам

Бескорыстная помощь вдове именно в Медовый Спас обязательно принесёт счастье в жизни тому, кто оказал сочувствие - он никогда не будет голодать и знать нужды.

Прощение любого женского греха

Женщины обращались с молитвой к своему Ангелу-хранителю, прося помочь отмолить свои грехи. При этом считается, что сначала нужно простить себя самой, а после обращаться за прощением к Высшим силам - если женщина сама себя не простит, то и Ангел помощи не окажет.

Освящение новых колодцев

Раньше старались выкопать колодец и обустроить его именно к Первому Спасу. Более того, до освящения колодца на Медовый Спас, из него воду не брали. Считалось, что в освященном 14 августа колодце будет всегда чистая и целебная вода. Даже отравить воду в таком колодце никто не сможет.

Медовый Cпас - Православный журнал "Фома"

Помните, как в детстве?! Нет ничего лучше, чем проснуться утром от приветливых лучей солнца, встать с мягкой кровати и босыми ногами протопать до кухни, налить холодного молока, оторвать хрусткую горбушку белого хлеба и янтарными слоями налить на нее горьковато-сладкого меда.

Летний медосбор – самый обильный: из разноцветья и разнотравья получаются богатые вкусом сорта меда.

На Руси начинался медосбор в июне и заканчивался 1 августа по старому стилю, 14 августа – по новому. По этой причине с древних времен первый из трех праздников августа, посвященных Спасителю (Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице), получил название Медовый Спас, или «Спас на воде».

Какого числа Медовый Спас?

Медовый Спас в 2019 году, как и всегда, – 14 августа. С этого праздника начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа в 2019 году). Собственно в церковном календаре не существует такого праздника, как Медовый Спас. В этот день Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.  Также этот день посвящен празднику Происхождения (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Эти церковные праздники совпал с периодом окончания сбора урожая меда. В результате в народе праздник любимого народом лакомства прочно соединился с православным праздником. И сейчас мы, как и наши предки, отмечаем Медовый Спас в храме, освящая мед и прикладываясь к Кресту Господню.

  

История Медового Спаса

На Медовый Спас во всех церквях совершают празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

Главный праздник этого дня – Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе». В этот день износили Честное Древо Креста из царской сокровищницы, освящали улицы города и «с настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения» (из греческого часослова XIX века).

В этот день в храмах на утрене после великого славословия происходит вынос Креста, чтобы каждый желающий мог поклониться Святому Кресту. После происходит малое водосвятие.

Медовый Спас традиции

На Медовый Спас принято приносить в храм для освящения мед нового сбора, мак, лекарственные травы – все, чем плодоносен август.

Благочестивая традиция есть в этот день у пасечников – раздать по кусочку соты с медом детям и нищим. Кулинарные традиции Медового Спаса не могут не радовать сладкоежек: в этот день пекут постные медовые пряники, коврижки, постные блины с медом, медовый квас, варят медовуху (кстати, употребляли ее на Руси в это время и как лекарство от хворей).

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковей, в народе – Маковый Спас. В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. И снова на языковом уровне получилось «сращение» народного обычая (с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой) и церковного праздника.

Почему Медовый Спас называют еще «Спасом на воде»? Существует тоже вполне бытовое объяснение: в этот день чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. После крестного хода купались люди «для очищения от грехов» и купали весь свой домашний скот. После так называемого «Мокрого Спаса» крестьяне уже не купались.

Медовый Спас фото

Фото Юлии Маковейчук

Фото Gatis Gribusts, www.flickr.com

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Фото Санкт-Петербургская Духовная Академия, www.flickr.com

Фото Юлии Маковейчук

Фото Lev Yakupov, www.flickr.com

Фото Sergei Vavinov, www.flickr.ru

Фото Siona Karen, www.flickr.ru

Фото Petras Gagilas, www.flickr.com

Пасека Гремячева монастыря, фото Владимира Ештокина

Медовый Cпас на картинах русских художников

Известные русские художники довольно часто воплощали образы пасечников на полотнах.

Жданов В. Ю. Медовый спас

И. Левитан. Пчельник

Крамской И. Н. Пасечник

Лазарева Светлана. Медовый спас

И. Левитан. Пасека

Маковский А. В. На пасеке

Богатов Н. А. Пасечник

Сычков Ф. В. Водосвятие

Шишкин И. И. Пасека

Прянишников И. М. «Спасов день на Севере»

Медовый Cпас детям

На Медовый спас детям можно рассказать историю праздника, сходить в церковь и освятить мед, а дома приготовить медовые лакомства и разыграть веселый сценарий праздника меда.

Медовый Cпас: стихи

Саша Черный

***

Сладок мед, ужасно сладок!
Ложку всю оближешь вмиг…
Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг!

Есть в саду пчелиный домик

– Ульем все его зовут.

– Кто живет в нем? Сладкий гномик? –

Пчелы, милый, в нем живут.

Там узорчатые соты,

В клетках – мед, пчелиный труд…

Тесно, жарко… Тьма работы:

Липнут лапки, крылья жмут…

Там пчелиная царица

Яйца белые кладет.

Перед ней всегда толпится

Умных нянек хоровод…

В суете неутомимой

Копошатся тут и там:

Накорми ее да вымой,

Сделай кашку червякам.

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают –

Те годятся, эти – нет.

 Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет…

Будет день – придет старушка,

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

 И прозрачный мед сберет…

Хватит всем – и нам и пчелам…

Положи на язычок:

Станешь вдруг, как чиж, веселым

И здоровым, как бычок!

Фото на заставке: Пасека Гремячева монастыря, Владимир Ештокин

Медов ли Спас?

– По­че­му Бог из­гнал Ада­ма и Еву из рая?
– По­то­му что они яб­лоч­ко до Спа­са ску­ша­ли…

Цер­ков­ный анек­дот

Сра­зу ска­жу, что всё ни­же­из­ло­жен­ное – моё су­гу­бо част­ное мне­ние, ко­то­рое очень силь­но рас­хо­дит­ся со сло­жив­шей­ся тра­ди­ци­ей.

У всех, да­же нецер­ков­ных лю­дей, на слу­ху на­зва­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» (есть ещё «Оре­хо­вый» или «Хлеб­ный» – 29 ав­гу­ста). Все зна­ют, что эти дни в цер­ков­ном ка­лен­да­ре спе­ци­аль­но при­уро­че­ны для освя­ще­ния мё­да и яб­лок, по­это­му тол­пы лю­дей при­хо­дят в хра­мы «свя­тить» их.

Но мне ка­жет­ся, что са­ми сло­во­со­че­та­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» – ко­щун­ствен­ны. Спас – это ведь не на­зва­ние дня неде­ли, это Хри­стос, Он не мо­жет быть ме­до­вым, яб­лоч­ным или оре­хо­вым. Он мо­жет быть «слад­чай­шим», как Его зо­вёт цер­ков­ная по­э­зия (в ака­фи­сте Иису­су Слад­чай­ше­му), но не фрук­то­вым. При­сва­и­вая на­род­ные на­зва­ния дню про­ис­хож­де­ния (из­не­се­ния) Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (14 ав­гу­ста) и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (19 ав­гу­ста) мы про­сто уби­ра­ем Хри­ста из это­го празд­ни­ка. А что оста­ёт­ся? Ме­док и яб­ло­ко… Ведь лю­бой нор­маль­ный свя­щен­ник это под­твер­дит: ка­ков про­цент хри­сти­ан, при­шед­ших в эти дни в храм про­сла­вить Спа­са-Хри­ста, по срав­не­нию с тол­пой языч­ни­ков, при­шед­ших освя­тить про­дук­ты, ко­то­рые «нель­зя бы­ло ку­шать до спа­са»? Очень ма­лень­кий про­цент. Но нас это не очень вол­ну­ет, ведь по­сле языч­ни­ков оста­ют­ся на сто­лах ме­ды и фрук­ты… Как лю­бят по­рой го­во­рить: «не нам су­дить, у ко­го ка­кая ве­ра». Мо­жет быть. Но нам, свя­щен­ни­кам, по­ло­же­но при­учать хри­сти­ан от­вра­щать­ся от язы­че­ских воз­зре­ний.
Лич­но я бы во­об­ще от­ме­нил освя­ще­ние мё­да и яб­лок (мо­же­те ки­нуть в ме­ня са­мым гни­лым огрыз­ком). Ка­кой в этом смысл? Я по­ни­маю, ко­гда па­сеч­ни­ки и са­до­во­ды при­но­сят в храм на­чат­ки сво­е­го уро­жая, чтобы по­бла­го­да­рить Бо­га за Его да­ры и при­не­сти Ему и Церк­ви в жерт­ву ма­лую часть от сво­их тру­дов. Да, в та­ком слу­чае освя­ще­ние пло­дов име­ет хри­сти­ан­ский смысл. Но ко­гда го­ро­жане бе­гут на ба­зар за мё­дом или яб­ло­ка­ми для то­го, чтобы по­том их освя­тить – то за­чем это нуж­но? В чём тут смысл? А со­вер­шать бес­смыс­лен­ные дей­ствия – не по-хри­сти­ан­ски.
Так­же ча­сто лю­бят ука­зы­вать, что мы освя­ща­ем яб­ло­ки по­то­му, что по уста­ву их мож­но вку­шать толь­ко по­сле Пре­об­ра­же­ния. Но устав-то пи­сан для мо­на­хов, ко­то­рые к это­му вре­ме­ни со­би­ра­ли пло­ды, за­тем при­но­си­ли их к Бо­гу в храм, освя­ща­ли, а за­тем вку­ша­ли в тра­пез­ной. По­это­му мо­нах, жу­ю­щий яб­ло­ко до по­ло­жен­но­го мо­мен­та, со­вер­ша­ет грех тай­но­яде­ния и непо­слу­ша­ния уста­ву. Вот в чём смысл это­го дей­ствия – в вос­пи­та­нии мо­на­хов, в бла­го­чи­нии. Но ка­кое от­но­ше­ние это всё име­ет к ми­ря­нам? Да ни­ка­ко­го. Укреп­ле­нию язы­че­ства спо­соб­ству­ет и толь­ко. Ведь есть стра­ны, в ко­то­рых (страш­но ска­зать) и мё­да-то с яб­ло­ка­ми нет… Как же им, бед­ным, быть? Спе­ци­аль­но им­пор­ти­ро­вать?
Мне по­па­да­лась ин­фор­ма­ция, что в Ав­стра­лии пра­во­слав­ные освя­ща­ют пло­ды на… Сре­те­ние Гос­подне, ибо в Юж­ном по­лу­ша­рии пло­ды по­спе­ва­ют к это­му вре­ме­ни. И ни­че­го, жи­вут се­бе без «яб­лоч­но­го спа­са»…
Но у нас ни­ко­гда не из­ме­нит­ся эта тра­ди­ция. Ибо ес­ли от­ме­нить все освя­ще­ния ку­ли­чи­ков, яи­чек, яб­ло­чек (а кое-где и ма­ка, чет­вер­го­вой со­ли и про­чих чу­дес), то кто же нам бу­дет при­но­сить до­хо­ды и про­пи­та­ние?.. Пра­виль­но од­на­жды за­ме­тил диа­кон Ан­дрей Ку­ра­ев: «Цер­ковь жи­вёт на день­ги ате­и­стов»…
Ко­го воз­му­ща­ет по­доб­ное по­пра­ние освя­ти­тель­ной тра­ди­ции но­га­ми свя­щен­ни­ка, то­му на­по­ми­наю пер­вые стро­ки мо­ей за­мет­ки.

Священник Алексий

что нельзя делать, ритуал на здоровье

Медовый Спас – самый первый из трех Спасов. В 2019 году он отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

Еще с давних времен люди заметили, что именно к этому времени мед набирает свои самые целебные свойства. Именно с этого дня его начинали собирать. Медом лечились, его использовали в ритуалах и подношениях, наводили им красоту. Поэтому свойства меда не только целебные, но и магические. Мед несли в храмы и освящали. Хранили такой освященный мед целый год и использовали для оздоровления.

Медовый Спас, иллюстрация

https://www.fragrantica.ru

Медовый Спас называют еще Мокрым Спасом или Спасом на воде. В церковном календаре 14 августа и вовсе значится Происхождением Честных Древ Животворящего Креста Господня. Согласно легенде, в древние времена в городе Константинополе (ныне Стамбул) разразилась страшная эпидемия. Ни врачи, ни знахари не знали, как ее победить. Тогда местные священники вынесли из храма Святой Софии частичку креста, на котором распяли Иисуса Христа, и освятили ею местные водоемы. Говорят, что после этого болезнь исчезла и больше никогда не возвращалась. А у людей возник культ воды.

Славяне верили, что если в этот день окунуться в водоем – простятся все грехи.

Именуют Медовый спас и Маккавеем – в честь мучеников Маккавеев. Их было семеро - Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Всех их казнил сирийский царь Антиох Эпифан 14 августа в 166 году до н. э. за служение Богу. С тех пор их и почитают.

Летний пейзаж с рекой. Иллюстрация

https://million-wallpapers.ru

Так как Медовый спас совпадает с началом Успенского поста (длится с 14 по 27 августа), то и правила питания необходимо соблюдать строго. В меню обязательно должно входить постное печенье - шулики, которое сверху поливают медом.

Нельзя в этот день шумно праздновать, громко разговаривать. Пост все же – это момент единения с Богом. Поэтому чем тише себя вести, тем быстрее душа очистится.

После 14 августа купаться в озерах, прудах, реках было нежелательно. Наши предки верили, что вода в этот период уже холодная и можно простудиться. В Медовый спас собирали мак, его освящали и использовали для приготовления вкусностей, а также делали из него обереги от порчи и сглаза. Хозяйки обсыпали дома и подсобные помещения, а также повозки.

Вечер этого дня лучше провести в тихом семейном кругу, благодаря Господа за жизненные блага. Начинали ужин с ложки меда. Перед тем как съесть мед, загадайте желание, и оно непременно исполниться.

Я поздравляю всех с Медовым спасом и дарю сладкий ритуал. Ритуал силы на мед. Так как мед имеет необыкновенную энергетику солнца, то для следующего ритуала он подойдет как нельзя лучше, ведь солнечная энергия усиливает его необычайные свойства.

Ритуал силы на мед проводят в 12 часов дня. Вынесите небольшую баночку с медом на солнце, откройте ее, поднесите к губам и тихо произнесите эти слова: "Как медок весьма сладок, во рту приспевает, так пусть моя сила ко мне прибывает. Никто рта на нее не разевает, лишь мне медовая сладость душу греет, тело лечит. Да будет так!"

Ритуал необходимо проводить тайно, чтобы никто не забрал вашу силу. Затем баночку надо закрыть и спрятать в укромном месте, где ее никто не сможет найти.

Начиная с четвертого дня, ежедневно перед завтраком натощак съедайте по 1 чайной ложке этого меда, и вы сразу почувствует прилив сил и бодрости.

Не надоедаем! Только самое важное - подписывайся на наш Telegram-канал

Освященный мед - лекарство от многих болезней — Российская газета

Для того чтобы отличить искусственный (сахарный) мед, нужно положить капельку на руку. Если через некоторое время она расплывется - мед натуральный. Повышенную влажность можно распознать, если грифель химического карандаша в капельке меда дает синее окрашивание. Если в банке с медом при кристаллизации явно видно расслоение, распадение на части разной консистенции - перед вами подделка!

Мед, долго сохраняющий жидкое состояние и не кристаллизующийся, также подделка (один из самых верных признаков). Мед не должен пениться - это признак его незрелости.

Чем выше качество меда, тем быстрее он садится (загустевает). Часто для долгого сохранения жидкого состояния меда его нагревают до 60-70 С , но уже при 45 С мед теряет большую часть своих полезных качеств, поэтому подумайте, что лучше - бесполезный жидкий или настоящий, но закристаллизовавшийся продукт. Для обнаружения примесей крахмала к пробе меда прибавляют каплю настойки йода. Реакция покажет синее окрашивание. Мел обнаруживается прибавлением нескольких капель уксуса - раствор вспенится.

Самое важное: один литр меда должен весить не менее 1410 г, элитный - 1420 и более граммов. Зная точный вес и объем тары, всегда можно определить, какой мед вы приобретаете.

Сортов меда сейчас более сотни - традиционных и экзотических. У профессионалов их принято различать по ботаническому (гречишный, липовый), географическому (алтайский, сибирский, дальневосточный), рельефному (горный, лесной, степной, луговой) происхождению, а также по физическим свойствам и вкусовым качествам. Мед, собранный преимущественно с одного вида растений, называется монофлерным, а с нескольких - полифлерным. Монофлерные сорта называют по виду растений, с которых собран нектар, а полифлерные - по месту сбора.

Липовый мед - один из лучших сортов меда, очень душист и прозрачен, слабо-желтого цвета. Донниковый мед - один из первосортных, светло-янтарного цвета, со специфическим ароматом ванили. Оказывает слабительное действие, полезен при болезнях обмена веществ, геморрое. Обладает сильными антисептическими свойствами, используется в компрессах при гнойных ранах и фурункулах. Клеверный мед - бесцветен и прозрачен. Кристаллизуясь, образует белую твердую массу. Используется в гинекологической практике.

Акациевый мед - один из лучших сортов, содержит до 40 % фруктозы, светлый, прозрачный, кристаллизуется медленно, принимая молочный цвет. Применяется в качестве успокоительного средства, при заболеваниях печени. Каштановый мед - цвета чайной заварки, с характерным горьковатым вкусом, обладает выраженным стимулирующим эффектом. В народе часто называется мужским медом, так как повышает потенцию.

Полифлерные сорта меда, такие, как лесной, луговой, горный или лесной, в отличие от монофлерных, как правило, не имеют специфического, присущего только им вкуса и запаха, но отличаются разнообразием органических кислот и эфирных масел, что придает им особо выраженный приятный вкус и тонкий аромат.

Один из сортов такого меда, померанцевый, собранный с цветков цитрусовых, особенно богат эфирными маслами и обладает удивительным цукатным ароматом.

Отдельно хочется отметить падевый мед, который пчелы делают не из нектара, а из собираемых ими сладких выделений листьев, стеблей некоторых растений или выделений некоторых насекомых (тлей). Он часто горчит, имеет неприятный запах и может вызвать отравление. Однако некоторые сорта падевого меда, особенно хвойного, очень почитаются гурманами.

как правильно выбирать мед и хранить его

14 августа на Руси было принято отмечать Медовый Спас. В этот день в церковь приносили для освящения мед нового сбора. Поскольку мед считался явным, осязаемым воплощением Божьей благодати, свидетельством милости Божьей к людям. После освящения накрывали столы и угощали медом всех желающих, а также раздавали мед бедным. Так что знайте: наступило самое время покупать мед, запасаться им на зиму, а также приходить в гости с баночкой меда.  

О том, как выбирать мед и как хранить его, рассказал в интервью «МИР 24» шеф-кондитер Алексей Кондрашкин.

– Алексей, многие не знают, как выбрать хороший мед. Поделитесь, пожалуйста, своими секретами.

Алексей Кондрашкин: Для проверки натуральности жидкого меда окуните в него ложку и поднимите вверх – качественный мед будет неторопливо течь вниз длинной нитью, а если она порвется, то на поверхности меда образуется горка, которая будет медленно растекаться. Фальшивый мед быстро льется с ложки или разлетается с брызгами.

Обязательно вдохните запах меда и попробуйте его на вкус – он должен обладать душистым ароматом и характерным вкусом, который невозможно ни с чем сравнить, но и спутать тоже нельзя. Отсутствие аромата говорит об искусственном происхождении меда, а карамельный привкус свидетельствует о том, что мед подвергали воздействию высокой температуры.

Цвет не является показателем качества продукта, поэтому белый мед – не значит сахарный, а темно-коричневый цвет не говорит о присутствии в натуральном продукте патоки или сахарного сиропа. Донниковый, акациевый и кипрейный мед имеет светлые оттенки, гречишный, вишневый и падевый мед – темно-коричневый, а остальные сорта могут быть светло-желтыми, янтарными и темно-янтарными.

Жидким мед бывает только в течение месяца после медосбора, который длится с конца июля до конца сентября. К концу октября весь собранный мед начинает кристаллизоваться и густеть, кроме меда из акации и вереска. Поэтому если зимой вам предлагают на рынке жидкий мед, скорее всего, он был растоплен или разбавлен глюкозным сиропом.

– Как отличить натуральный качественный продукт от подделки?

А.К.: По вкусу. Он должен быть несколько вяжущим и приторным. Как выбрать натуральный мед по вкусу? Он обладает ярко выраженной спецификой. Липовый несколько нежнее, подсолнечный или гречишный – особенно яркие и четкие. Подделка или мед, собранный пчелами не с цветов, а с сахарного сиропа, на вкус похожи на банальный сахарный сироп. Как правило, они не вызывают ощущения легкого жжения на языке, характерного для натурального продукта.

По запаху. Как выбрать качественный мед на рынке? Понюхайте его! Любой натуральный продукт имеет специфический аромат, даже будучи загустевшим. А сахарные сиропы почти не пахнут.

По общей консистенции. Ее легче всего определить, потерев капельку сладкого лакомства между пальцами. Он будет легко равномерно растираться и впитываться в кожу. Фальшивка чаще всего образует сгустки и легко ощущаемые пальцами комочки.

Очень часто при выборе меда на рынке или с рук есть возможность оценить его консистенцию, макнув в него палочку или ложку. «Правильный» мед при выливании из ложки будет образовывать тонкую нить, а на поверхности основной массы – скапливаться в виде пагоды, которая постепенно растечётся. Подделка, как правило, с ложки капает и сразу же проваливается в основной объем.

По цвету. Этот признак – самый сложный. Так, некоторые сорта меда очень легко можно спутать с «сахарным» из-за их светлоты. Однако мёд из сахара обычно производит впечатление чересчур белого. Кроме того, натуральный мед всегда достаточно однороден и прозрачен, в то время как у подделок обычно хорошо заметна муть и небольшой осадок на дне.

– С чем сочетается мед и как его правильно употреблять? Есть ли у вас любимый рецепт с ним?

А.К.: Самый распространенный природный сахарозаменитель – это мед, многие знают об этом факте. Но действительно мало кто знает, с чем есть мед, чтобы мед при этом оставался таким же вкусным в сочетании с другими продуктами. 

Наиболее полезным будет бутерброд с хлебом, приготовленным из муки грубого помола, а также очень хорош будет цельнозерновой хлеб с семечками, отрубями или с разными злаками. Когда вы испытываете сильное чувство голода, его можно быстро утолить небольшим бутербродом из хлеба с маслом и медом, причем есть его можно в любое время суток.

Очень полезное сочетание получается из творога с медом, кроме того, это очень сытное блюдо. На порцию творога любой жирности достаточно использовать чайную ложечку меда, лучше всего жидкого, который хорошо распределится по всему творогу.

Мед – прекрасное дополнение к молочной каше, которая сварена без соли и сахара. Но добавлять его можно только в немного остывшую кашу. Иначе полезные свойства будут сведены к нулю.

Мед отлично сочетается с несладкими фруктами, а также с разными овощами. Добавив мед к этим продуктам, вы сможете ощутить, как улучшается вкус исходных продуктов. 

Добавив мед к сырой тыкве, редьке или кабачку, можно получить вкусное и здоровое лакомство. Кроме того, мед прекрасно сочетается с пряностями и другими ингредиентами в приготовлении соусов к мясным блюдам.

Для многих любителей блинов и оладьев нет более любимого сиропа, чем натуральный мед. Готовить блинчики и оладушки в этом случае надо с минимальным количеством растительного масла, чтобы они были более постными, а мед стал их главным украшением.

Кроме того, мед отлично сочетается с чаем, как черным, так и зеленым. Многие знают, что в зеленый и травяной чай лучше не добавлять сахар, так как он сводит на нет все его полезные свойства, а мед только дополняет такие чаи, сохраняя их природную пользу для организма.

Мой любимый рецепт с добавлением меда – это сыр рикотта + липовый мёд (2 столовые ложки) + свежие ягоды малины и голубики (по 40 г тех и других). Сыр рикотту нужно просто полить медом и высыпать ягоды. Получается фантастическое лакомство!

– Где и как лучше хранить мед?

А.К.: Для хранения меда противопоказан холодильник. Он отлично хранится при комнатной температуре. Желательно хранить его подальше от солнечных лучей или другого источника тепла. Помните, что при нагревании меда до 40 градусов и выше он теряет все свои ценные свойства и превращается в обычный сладкий сироп.

Медовый Спас в 2020 году

Сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Содержание статьи

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2020 году? Медовый (маковый) Спас в 2020 году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2020 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Читайте также — Слаще меда

Святые мученики Маккавеи

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт свое положение как опасное, гибельное. И если мы это свое подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас – это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, Ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным Своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в Ее земной жизни. И воспоминание этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Читайте также — Спас и макитра

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мед нового сбора, и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый Спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по Промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови;
2 яблока;
8–10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона;
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.


Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2020 году. Читайте также:

Медовый Спас | Александро-Невский храм п. Вербилки

Едва ли найдётся человек, который не слышал об этом церковном празднике. В этот праздник в церкви освящается мед. К середине августа заканчивается период медосбора и трудолюбивые пчелы делятся им с человеком, щедро награждая нелегкие труды пчеловодов, помогающих пчелиным семьям перезимовать и прокормиться до начала медосбора. Необычайную целительную силу мед обретает после освящения в праздник медового Спаса. До начала службы столик рядом с кануном заполняется медом, который прихожане приносят для освящения. Золотистое чудо, дарованное человеку, вобравшее в себя все тепло уходящего лета, переливается всеми оттенками янтаря. У каждого меда свой тонкий аромат. Здесь и запах лугового разнотравья и пряный запах цветущей липы и острый запах мяты или пустырника и много других тончайших оттенков запахов.

Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.

В церковном календаре этот праздник называется «Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста Господня». Удивительное название, часто вовсе непонятное для невоцерковленного человека. Праздник этот установлен в Константинополе в IX веке, сначала как местный, а с XII — XIII века как общий праздник. Причиной установления праздника были многочисленные болезни, случавшиеся там в августе. Для избавления от этих болезней часть Креста Господня из домовой церкви износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу. Затем древо Креста возвращалось в царские палаты, а болезни оставляли город
В России праздник появился в XIV — XV веке. Название «Происхождение», оказывается, — просто неверный перевод с греческого слова, означающего скорее «крестный ход» или «церемония».

В этот же день в православной церкви проводится празднество Всемилостивого Спаса Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
Этот праздник установлен в 1164 году Андреем Боголюбским после победы над Поволжскими татарами.
Освящение меда в этот праздник связано с тем, что 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается чин освящения воды, наследуя традицию освящения воды 1 числа каждого месяца в Костантинопольской придворной церкви.
Медовый Спас, как название праздника, ближе и понятнее простым русским православным христианам, поэтому такое название праздника стало общеупотребительным.

Медовый Спас — один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень

В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту.

Затепляются свечи перед иконами.

Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции.

Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение

Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.

Вход с Евангелием и чтение Евангелия являются важной частью богослужения.

Проводится каждение алтаря.

Читается Апостол.

Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов .

В проповеди на праздничном богослужении отец Андрей рассказывает об истории и духовном значении праздника.

Особенное внимание в проповеди уделяется спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан..

На Великом входе вначале поминаются иерархи церкви. Завершая Великий вход священник возглашает:
Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин.

Самый волнующий момент литургии. Священник выносит Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек такие знакомые и такие волнующие слова священника:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

По сложившейся традиции перывыми к Святой Чаше подходят дети.

Маленьких детей причащают на руках у пап или мам.

В православных многодетных семьях детей причащают по очереди.

Дети постарше причащаются самостоятельно.

В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:
Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.

В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения

Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних

Венчает чин освящения меда окропление освященной водой

По старинной заповеди вкушение меда до освящения считалось грехом. После медового Спаса вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.

Подходит к концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть — отпуст.

Для прихожан участие в праздничном богослужении — радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.

Вот и еще один красивый и своеобразный церковный праздник завершился. Своеобразие его — в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Не случайно среди прихожан храма много москвичей. Для них участие в богослужении позволяет по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.


Смотрите также

 


Copyright © MedPetrova.ru Карта сайта, XML.