Главаня
Купить оптом
Цены
Контакты
Наши партнеры
Статьи






Липовый мед
Цветочный мед
Гречишний мед
Донниковый мед
Мед в сотах
Маточное молочко
Перга
Пыльца
 

Как перевезти мед в сотах на большое расстояние


Правила провоза меда в самолете и почтовой посылкой

Иногда, возвращаясь из отпуска, собираясь в гости или по другим причинам, мы берем с собой «сладкий» сувенир — мед. Особенно прекрасен такой подарок, если это редкий сорт. Но, попадая на борт самолета, предварительно не ознакомившись с правилами перевозок, мы рискуем оставить его на месте вылета. Чтобы не попасть в просак — всегда, в любой стране, перед сбором вещей и их покупкой, изучите особенности провоза багажа, чтобы знать, можно ли перевозить клади с медом.

Перевозка меда в ручной клади

Особенности и количество провозимых продуктов данной консистенции зависит от авиакомпании каждой конкретной страны. С правилами перевозок можно ознакомиться на сайте перевозчика или в информационном окне аэропорта.

Для ручной клади в России (авиалинии Аэрофлота), предусмотрен ряд правил, под которые попадают 2 вида жидкостей:

  • косметические и туалетные средства — парфюм, краски для волос, крема, средства для бритья, средства для душа и ванн, аэрозоли и спреи, масла, антиперспиранты, зубные пасты, помады и тушь для ресниц;
  • продукты питания — супы, сыр, напитки, сиропы, домашняя консервация, икра, джемы и т.п.

Для пассажиров, готовых сдать колющие и другие опасные предметы в багаж, требование к ручной клади, относительно таких безопасных, на первый взгляд продуктов, становится полной неожиданностью. И часто, лишние продукты попадают в корзину.

Сколько меда допускается в ручной клади?

Чтобы не «выкинуть деньги на ветер», подготовьтесь заранее — купите прозрачный пакет на молнии, размером 20х20 см. Лучше, если вы приобретете его вне зала ожидания, т.к. цены существенно разнятся. Рекомендуем, также, купить набор специальных емкостей в дорогу, чтобы распределить ограниченный объем жидкостей или приобрести специальные «мини-наборы в дорогу», от производителей косметики и продуктов питания.

Если вы намерены самостоятельно распределить жидкие средства, знайте, на одного человека разрешено брать только 1 литр всех жидкостей, с учетом упаковок. А объем каждой отдельной тары с жидкостью, также, с учетом упаковки, должен быть не более 100 мл.

Конечно, это становится проблемой, когда речь идет о баночке меда, как подарке. Не подаришь же перелитый по многу раз продукт, изначально герметично закрытый. И выбор придется делать неоправданный — между медом и средствами гигиены.

Дополнительная информация. Интересно, что если вы найдете и купите мед в магазине Duty Free при аэровокзале, то вам разрешат провезти его, несмотря на любое количество. С условием, что с момента покупки не прошло более суток. Немного сомнительное удовольствие, т.к. вряд ли в таком магазине можно найти мед отличного качества.

Так что любители меда не зря советуют, покупать его непосредственно в месте употребления. Либо, ограничиться покупкой 100 граммовой баночки, для собственного потребления.

Мед в багаже

Если речь идет о большом количестве меда или вы просто не готовы жертвовать средствами гигиены ради него, лакомство можно сдать в багаж, на общих условиях. Главное, что нужно помнить и знать — это надежная упаковка и размер ограничений по весу всего багажа в килограммах, в зависимости от класса купленного билета.

Ниже приведена таблица сравнений норм ручной клади и багажа, доплат за перевес у разных авиакомпаний России

НасекомоеПчела медоноснаяПчела-листорез
Количество цветков лютерны опыленных за 1 день одной пчелой10802000
Количество пчел необходимое для опыления 1 га люцерныот 480 000 (8 семей)5000

Ограничения

Распределение объема жидкости от класса билета, выглядит так:

  • для пассажиров, летящих бизнесс-классом — 2 места, до 32 кг на каждое. Из них, до 30 кг, на группу жидких и пастообразных средств;
  • для пассажиров, летящих в комфорт и эконом-классе — 2 места, до 23 кг на каждое. Из них, не более 23 кг на ту же группу;
  • для детей до 2х лет допускается максимум 10 кг багажа по группе жидких средств.

Убирая мед в багаж, обратите внимание на тару и упаковку. При пересылке стеклянная банка может разбиться, и вес багажа от такой тары, существенно увеличивается, поэтому лучше взять пластиковую бутыль или банку. Проверьте насколько плотно закручена крышка, желательно, дополнительно обернуть ее плотным картоном и убрать в чемодан. Если нет подручных средств, в любом аэропорте можно купить подходящую упаковку. По окончании подготовки, уберите мед в чемодан и оберните последний пленкой, во избежании внезапного раскрытия.

Если у вас есть другие предметы, требующие предельной аккуратности, помимо меда, то зарегистрировав багаж как «хрупкий»,за дополнительную стоимость, вы будете уверены в их сохранности.

Особенности провоза меда через границу

Стоит также учесть, что если вы делаете пересадку, то в этой стране, при наличии ограничений на провоз, мед изымут. Чтобы этого не произошло, позаботьтесь заранее о получении достоверной информации. Практически во всех странах есть свои правила, которые устанавливают международные организации-перевозчики, аэропорты и местные законы.

Так, медицинские лекарства разрешены к провозу во многих странах, но есть и исключения. В США, например, запрещен к ввозу Корвалол. Поэтому, стоит позаботиться о рецептах, если этого требует вид лекарства и наличии упаковки, а также об отсутствии запрещенных препаратов.

На настоящий момент известно, что в странах Евросоюза и многих других, запрещен к ввозу мед из Китая. Причиной стало использование страной антибиотиков, сахара и запрещенных веществ. По наличию ограничений в других странах — уточняйте в представительствах и сайтах авиаперевозчиков.

Что касается провоза меда через границу РФ в страны таможенного союза, то перед вылетом необходимо позаботится о наличии ветеринарного сертификата, который подтверждает благополучие места сбора и безопасность продукта. Это касается продукции, купленной с пасек. Количество меда и способ пересечения границы, значения не имеет.

Если сладость была куплена в магазине для личного употребления, имеет производственную упаковку с этикеткой и кассовый чек (товарный), то есть возможность провезти без сертификата.

Важно. При внутренних перелетах, может понадобится ветеринарное свидетельство №2.

Как отправить мед в почтовой посылке?

На данный момент это один из самых распространенных и простых способов, не требующих специальной подготовки и особых затрат. На почте также, как и при авиаперелете, можно застраховать отправление и сделать пометку о «хрупкости».

Некоторые популярные среди покупателей пасечники, готовят к отправке мед следующим образом:

  1. Упаковка — только пластиковая. Это удешевляет отправку и снижает риск повреждения.
  2. 5-6 слоев пищевой пленки уберегут мед от растекания при повреждении.
  3. Пупырчатая упаковочная пленка позволит смягчить силу ударов и предотвратит повреждения тары.
  4. Перекладывание газетами непосредственно в почтовом коробе — заключительный этап.

В таком виде, вы можете быть уверены — ваш подарок дойдет в целости и сохранности.

При отправке в другие государства может понадобиться заполнение декларации. Единственный минус такой доставки — это скорость и возможность утраты посылки. В таком случае, можно воспользоваться услугами курьерской службы — но это уже совсем другие деньги.

Итог вышесказанному один — если подойти к вопросу со всей ответственностью, то привезти мед для себя или в подарок, не составит труда. Старайтесь подготовиться заранее к перелету и найти необходимую информацию. Обращайте внимание на наличие у продавцов всех документов и не берите мед, произведенный далеко от места продажи — в других городах и странах. На такой продукт будет сложно получить разрешительную документацию.

Как упаковать сотовый мед

Подробности

Просмотров: 3733


Многие уже оценили вкус и пользу сотового меда. Но так же часто возникает вопрос как упаковать после покупки рамку с сотовым медом, особенно если везти ее очень далеко. Неохота купив сотовый мед вместо красивой рамки привезти нечто мятое и сочащееся медом.
Есть несколько способов сохранить рамку сотового меда.
Первый способ упаковать рамку с сотовым медом - Обмотать рамку стрейч-плёнкой, поместить рамку между двумя кусками упаковочного картона и затем опять обмотать стрейч-плёнкой. Упакованную таким способом рамку с сотовым медом можно без проблем нести в сумке.


Второй способ упаковать рамку с сотовым медом – Можно упаковать и несколько рамок и одну рамку с сотовым медом - ставим вертикально рамки и на боковые планки набиваем фанерные полоски - так крепятся все рамки - друг друга не касаются) - потом по бокам 2 фанерные " диафрагмы" - то же не касаются сот, закрепляем их скотчем - получается этакий фанерный " ящичек", его упаковываем основательно стрейч-плёнкой и скотчем по верху - и делаем " ручку" - если вес получается  приличный – затем упаковка ложится  в пакет и можно везти сотовый мед домой.

Третий способ упаковать рамку с сотовым медом - рамку с сотовым медом ложат в полиэтиленовый пакет и в специальную упаковку из картона. Скотчем перематывают верх-низ и слева-справа от ручки. можно и саму ручку оклеить скотчем, конструкция крепче будет.
При разметке картона не забудьте припуск на ширину рамки снизу и сверху, по бокам картон загибать не обязательно. там торцы рамки.

способ упаковать рамку с сотовым медом

Смотрите также

Сотовый мед

Трутневый гомогенат

Падевый мед

 

Перевозка пчел в разное время года

ПоделитьсяTweetVkOdnoklassniki

Перевозка пчел может понадобиться пчеловоду в любое время года. Ульи перемещают для изменения места сбора нектара, обустройства новой пасеки или при комплектовании вновь купленных семей.

Для того,чтобы перевозка ульев с пчелиными семьями прошла безболезненно для их обитателей, следует правильно подобрать время, а также тщательно подготовить пасеку и транспорт к переезду.

Когда лучше перевозить пчел

Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

В зимнее время перевозить пчел можно только в случае крайней необходимости. Особенно опасен для пчелиной семьи переезд в конце зимовки, когда у жителей ульев набирается большое количество каловых масс.

Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

  • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
  • отсутствие тяжелых рамок с медом;
  • нет свежих, недавно отстроенных сот.

Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

Отправляясь в дорогу, рассчитайте время в пути так, чтобы оно не превышало 2 суток. Набранного корма пчелам хватает не более чем на 2-3 дня, поэтому если путешествие затянется, они могут погибнуть.

Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт. Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть. А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

Как правильно перевозить пчел в прицепе

Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.

Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.

Наиболее продвинутые пчеловоды используют для кочевки пасеки передвижные павильоны или платформы, но их сооружение или покупка требует затрат.

Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.

  1. Чтобы не трясло – расстелите по дну автомобильного прицепа как можно больше сухой соломы или сена. Можно использовать другие материалы (изолон, минвату и др.), которые уберегут пчелиные семьи от тряски и беспокойства. Кроме того, закрепите корпуса ульев веревками или при помощи брусков к стенкам фургона или прицепа.
  2. Чем тише едешь, тем лучше – пчел нельзя перевозить на высокой скорости. Идеальные показатели – 50-70 км/ч. По проселочным дорогам следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не растревожить семейство.
  3. Внутренняя безопасность – чтобы внутри ульев не случилось обрушения сот и рамок, из-за которого могут погибнуть пчелки, тяжелые, наполненные медом соты вынимают, а рамки облегчают и крепко фиксируют в пазах.
  4. Доступ воздуха – во время транспортировки пчелы могут начать беспокоиться и вести себя активно, из-за этого может подняться температура клуба. Перед отправкой в путь следует продумать способы вентиляции, а также устанавливая ульи в прицепе следить, чтобы расстояние между ними было не менее 15-20 см. Чаще всего пчеловоды снимают верхнюю крышку улья и накрывают открытую поверхность мелкой металлической сеткой или мешковиной. Таким образом, воздух будет свободно проникать в улей.

С собой в путешествие опытные пчеловоды всегда берут необходимый инвентарь, который поможет вернуть пчел в ульи, если они начнут их покидать. Из инструментов могут понадобиться молоток, гвозди и дымарь. Также на всякий случай лучше приготовить жидкую глину для замазки щелей.

Перевозка пчел в прицепе или на платформе очень удобна. Кроме того, мобильность пасеки позволяет увеличить объемы производства меда. Как только зацветает в соседнем районе медоносный луг или поле, прицеп отправляется в путь.

Как изготовить тележку для перевозки своими руками

Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.

Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.

К вертикальной основе рамы приваривают 2 ручки, которые по прибытию на место позволяют ровно установить улей прямо на тележке. В нижней части конструкции рядом с колесами по обеим сторонам приваривают вилку или 2 металлические трубки.

Перед транспортировкой тележку подкатывают к улью так, чтобы вилки зашли под днище домика, и он установился на конструкции. Таким образом, улей не придется лишний раз поднимать и переносить.

Если усилить ось и расширить площадь установки ульев, на такой тележке можно устанавливать несколько домиков, тем самым упростив труд по транспортировке пчелиной семьи к медоносам.

Как установить ульи на новом месте

После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.

После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.

Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.

ПоделитьсяTweetVkOdnoklassniki Загрузка...

Просмотров (2548)

Башкирский мед - Подготовка к медосбору и перевозка пчел

1. Как формировать рои-медовики по способу Буткевича? Пчелы из разных роев при объединении могут вступать в драку, можно ли два роя поселить в один улей?

В результате проведенных опытов известный пчеловод А. С. Буткевич пришел к выводу, что отдельно посаженные рои не могут хорошо использовать нектаровыделение. Поэтому рои надо объединять по два—три вместе так, чтобы их общая масса составляла 5—6 кг (рои-медовики). Объединять без опасений можно первые рои с первыми, вторые со вторыми. Для этого улей заполняют пустыми сотами и частично — с полуотстроенной вощиной; сразу же на него ставят магазин с сотами. Затем рои один за другим пускают в улей сверху через разделительную решетку. Это дает возможность поймать всех маток и посадить их в клеточки, которые вставляют в разные улочки улья. Одну матку через два—три дня выпускают из клеточки, а остальных убирают.
После окончания медосбора рои-медовики расформировывают, мед отбирают, а пчел и расплод передают в основные семьи для их усиления.

2. Нужно ли летом во время медосбора снимать с потолков утепляющие подушки?

Летом утепляющие подушки предохраняют гнезда пчел от перегрева, особенно в ульях покрытых железом и стоящих на солнцепеке. Ночью верхние подушки предохраняют гнездо от резкого охлаждения

3. Если мед отбирать у пчел только после запечатывания сотов, то как это скажется на количестве товарного меда и на работе пчел?

Продуктивность семей не уменьшится, если своевременно обеспечивать их новыми сотами (вощиной). Качество меда будет выше, он становится ароматнее и гуще.

4. Сколько меда расходует семья имеющая 10—12 рамок расплода, если в течение суток пчелы не приносят нектара и пыльцы?

В среднем такая семья расходует за сутки до 500 г меда л перги. Это можно установить по контрольному улью.

5. Почему важно знать, когда рабочая пчела становится летной?

В пчеловодстве известен закон о 40 днях, по которому от момента откладки яиц до вылета пчел из улья проходит 40 дней. Не позднее, чем за 40 дней перед медосбором, пчеловод должен активизировать яйцекладку матки.

6. Как найти матку в сильной семье с наименьшей затратой времени?

Отыскание матки в сильной семье — трудоемкая работа. Матка обычно находится на свободных от печатного расплода и меда сотах.
Если улей многокорпусной, то матка, как правило, находится в том корпусе, который поставлен несколько дней назад. Но и в этих случаях нужно обладать интуицией и опытом.
Во всех случаях нужно стремиться к тому, чтобы не тревожить семью, когда она достигает большой силы.

7. Как часто можно осматривать пчелиные семьи?

Проводить осмотры пчелиных семей с полным разбором гнезда следует не более 4—5 раз (весенняя проверка семьи, формирование отводков, перекомплектование гнезда при использовании медосбора, осенняя проверка семей и сборка гнезда в зиму). Разборка гнезда ведет к нарушению микроклимата в нем, что приводит к снижению нормальной деятельности пчел на 2—3 дня, что особенно убыточно в период медосбора.

8. Можно ли стряхивать пчел с рамок, содержащих расплод?

Резкое стряхивание плохо влияет на молодой расплод (личинки в предкукольной стадии), на зрелом расплоде не отражается. После стряхивания оставшихся пчел сметают крылом или пучком травы.

9. Нужно ли к прилетной доске улья ставить наклонную доску?

При хорошем медосборе возвращающиеся с грузом пчелы могут не попадать на прилетную доску, падать на землю, в траву. Поэтому на время медосбора целесообразно приставлять сходни. Они должны служить продолжением прилетной доски, иметь ширину 25—30 см и длину 50—60 см. Устанавливают их под небольшим наклоном (10—20°) к прилетной доске. После окончания медосбора сходни можно убрать.

10. Как готовят пчелиные семьи к опылению сельскохозяйственных культур?

Энтомофильные культуры активно опыляют только сильные семьи, имеющие много открытого расплода. Для стимулирования яйцекладки матки пчел подкармливают сахарным сиропом, расширяют гнездо сотами и вощиной. Во время опыления растений проводят отбор пыльцы пыльцеуловителями.

11. Можно ли ульи с пчелами перевозить на автомашине на расстояние до 700 км?

Можно. Перевозить лучше в без медосборный период, когда в ульях нет свежего нектара, а пчелы питаются густым медом. В ульях на время перевозки следует оставить прочные темные соты. На корпус улья в летнее время следует поставить магазинную надставку, корпус или подкрышник, утепляющие подушки снять. Летки на время перевозки закрыть, а вентиляционные отверстия в крышках — открыть. В пути делают кратковременные остановки, лучше ночью, когда пчелы бывают менее возбуждены. Во время быстрого движения ульи продуваются, что благоприятствует перевозке.
Если необходимо сделать остановку днем (например, для ремонта машины), то ульи необходимо расставить в стороне от дороги и дать возможность пчелам поработать до вечера. Вечером, когда пчелы соберутся в ульи, летки закрывают, ульи грузят на автомашину и везут далее.
Существуют и другие рекомендации по перевозке пчел. Так, многие пчеловоды летки закрывают сеткой, чтобы обеспечить доступ воздуха и активную вентиляцию. При этом вместо крыш или под крыши устанавливают сетки, верхнее утепление снимается.

12. Можно ли перевезти пчел на расстояние до 3 км? Что сделать, чтобы летные пчелы не вернулись на старое место?

Перевозить пчел до 3-х км не рекомендуется. Если же пере возка крайне необходима, то сначала их перевозят на расстояние более 10 км и, продержав их там 7—10 дней, перевезти их на нужное место. Некоторые пчеловоды во время кочевок оставляют один или несколько ульев на старом месте, если пасеку перевозят на малые расстояния.

13. Каким транспортом перевозят пчел?

Кроме автомашин для перевозки пчел используются: передвижная пасечная установка МПП-40, предназначенная для круглогодового содержания пчелиных семей, вмещает 40 двадцатирамочных лежаков; двухъярусная платформа ПТП-32 на 50 ульевлежаков, одноярусные платформы, павильоны, контейнеры, а также вертолеты, самолеты и водный транспорт. В горах пчел перевозят на лошадях.

14. Как определить начало цветения медоносов?

Последовательность цветения медоносов для всех районов более или менее одинакова, а начинаться цветение может в более ранние или поздние сроки, в зависимости от широты и долготы местности, условий обитания растений, а также от метеорологических показателей данного года.
При определении сроков цветения того или иного медоноса ориентируются по времени цветения первого медоноса. За исходное растение в средней полосе Европейской части РСФСР принято считать мать-и-мачеху или лещину.
В южных районах за исходное растение берут абрикос. На 32-й день после начала цветения мать-и-мачехи зацветают сады, а на 75-й день — липа. После лещины липа цветет на 79-й день. При нормальных погодных условиях весны промежутки между цветением различных растений остаются почти постоянными, отклонения не превышают 5 дней.

15. Планируется вывести пчел в порубку на малину. Сколько дней продолжается ее цветение?

Продолжительность цветения растений, в том числе и малины, зависит от района размещения пасеки. В южных районах с жарким климатом цветение короче, чем в районах с более умеренной температурой. Так, цветение лесной малины в Воронежской области длится около двух недель, а в Вологодской области — около двух месяцев.

16. Если вывозить пчел на медосбор в лес, то соберут ли пчелы товарный мед?

По медопродуктивности леса неодинаковы. Наиболее медоносны липняки. Средняя продуктивность леса здесь 750— 1350 кг меда с 1 га. Медопродуктивность леса с преобладанием липы составляет 323 кг/га, а с незначительным количеством липы всего лишь 9 кг/га. Медоносное значение имеют широколиственные леса с преобладанием дуба: медопродуктивность 60 кг/га.

17. Когда эффективнее всего вывозить пчел на вырубки?

Вырубки в зоне тёмнохвойных лесов через 3 года зарастают главным образом кипреем. Медопродуктивность в этот период достигает 350 кг с 1 га. К четырем годам кипрей вытесняется вейником и малиной. Медопродуктивность таких зарослей составляет 180—190 кг с 1 га.

18. Можно ли спрогнозировать начало цветения древесных пород?

Можно. Вегетация древесных пород начинается с того момента, когда среднесуточная температура воздуха превысит 5 °С. Чтобы начали цвести растения, должна получиться сумма эффективных температур. К последней относится температура не ниже 5 °С, которая оказывает влияние на фотосинтез, дыхание и другие процессы растений. Если среднесуточная температура равна 12 °С, то эффективная температура определяется как разность 12 °С—5 °С = 7 °С Так, если сумма эффективных температур на 10 мая составляет 310° и ежедневно увеличивается на 12—15 °С, то накопление суммы эффективных температур до 376° свидетельствует о том, что начало цветения белой акации следует ожидать через 4—5 дней, то есть 14—15 мая.
Началу цветения древесных и кустарниковых пород соответствуют следующие значения суммы эффективных температур: для клена — 156,2°, боярышника — 376 °С, шиповника — 454 °С. гледичии — 468,3 °С, лоха узколистного — 487,4 °С, липы мелколистной — 739 °С.

19. Эффективно ли определять начало цветения и интенсивность нектаровыделения путем аэрофотосъемки?

Это наименее трудоемкий и эффективный способ обследования дикорастущей растительности. Он позволяет в сравнительно короткий срок выявить площади медоносных угодий на огромной территории. С помощью аэрофотосъемки можно определять состояние бутонизации цветков растений, сроки их раскрытия, цветоносность растений и тем самым прогнозировать предстоящий медосбор.

20. Можно ли вывозить пчел на медосбор в тундру?

В этой зоне сосредоточены большие заросли ивы, малины, морошки, черники, травянистых медоносов. Однако из-за холодно го и короткого лета вывозить пчел в районы тундры и лесотундры экономически невыгодно.

21. На массивы белой акации съезжается много пасек. Можно ди я таких условиях получить мед?

Белая акация выделяет нектар в течение 10—12 дней, который пчелы собирают с 7—8 ч до вечера. На Украине Медопродуктивность акации в возрасте 16 лет составляет 279 кг с 1 га, 20 лет — 362 кг с 1 га, 25 лет — 450 кг с 1 га, в предгорных районах 600—800 кг с 1 га, в зеленой зоне до 300 кг с 1 га. При благоприятных условиях погоды суточный привес контрольного улья составляет 5—6 кг. Пчеловоды считают, что если год складывается благоприятно для цветения акации, то все пасеки будут с медом.

22. На какой луг целесообразно поставить пасеку?

Наибольшую ценность представляют пойменные луга, Медопродуктивность которых составляет 80—100 кг с 1 га при условии позднего скашивания. При раннем скашивании продуктивность снижается до 25—30 кг с 1 га. Разнотравный (суходольный) луг, если травостой улучшают за счет подсева бобовых трав, дает устойчивый медосбор.

23. Некоторые пчеловоды ставят пчел в период медосбора на плавни. Есть ли в этом смысл?

Луговые угодья в низовьях больших рек до половины лета бывают закрыты водой. Позже на просохшей их части в изобилии появляются медоносные растения. Среди них дербенник (медопродуктивность 300—500 кг с 1 га), чистец болотный (110— 118 кг с 1 га), гравилат речной (100—150 кг с 1 га), сильфия пронзеннолистная (90—100 кг с 1 га) и другие. С них пчели собирают товарный мед. Перевозка пчел на плавни имеет смысл,

24. В последние годы многие пчеловоды специализируются на получении пыльцы. Куда перевозить пасеку, чтобы получить больше пыльцы?

Много пыльцы дают разнотравные луга (69—76 кг с 1 га) и Злаково-разнотравные луга (12—76 кг с 1 га).

Перевозка пчел

Пчелиные рои переносят или перевозят на любое расстояние они не возвращаются на свое старое место. Пойманный рой можно поселить в улей рядом с семьей, из которой он вышел, при этом пчелы роя в материнскую семью не перелетят. Чтобы рой не запарился при перевозке, в роевне должна быть вентиляция с двух сторон.


Купленные пчелиные семьи в ульях необходимо перевозить не менее чем за 5 км от прежнего места расположения. Если же пчел перевозить на меньшее расстояние, то часть их потом возвратится обратно. Объясняется это тем, что пчелы летают за взятком от своего улья в радиусе 3—5 км, и вся местность на этом расстоянии им знакома. При необходимости перевозки пчел на 50 или 500 м сначала их увозят на 5 км от пасеки, а через две недели на намеченное место.

Если же пчелиные семьи необходимо сразу перевезти на расстояние 50 или 500 м, то ульи расставляют на новом месте точно так же, как они стояли на старой стоянке. Летки нужно держать закрытыми 3—4 дня, а в гнездо давать периодически воду. После истечения указанного срока летки открывают, но прикрывают их травой, сеном, ветками, щитами. Этим создается искусственное препятствие пчелам, пробившись через которое, они должны облететься. Облетевшиеся пчелы на новом месте слетают на старое в малом количестве, а через некоторое время перелетают на новое, если на старой стоянке не остались другие ульи с пчелами.

Нужна ли подготовка купленных семей к перевозке?
Во время перевозки пчелы приходят в возбужденное состояние и повышают температуру внутри гнезда, от которой могут погибнуть пчелы и расплод, оборваться соты с медом и нектаром. Чтобы этого не случилось, при подготовке семей к перевозке из гнезд вынимают полномедные рамки, рамки со свежепринесенным нектаром и с вощиной. Вместо них ставят рамки с сушью. Меда оставляют в однокорпусных ульях не более 7 кг, а в двухкорпусных — 5 кг.

Если пчел перевозят ранней весной, когда семьи имеют небольшие размеры, то гнезда сдвигают к одной стенке улья, плотно прижимая рамки с постоянными разделителями одна к другой. Если рамки без постоянных разделителей, то между ними вставляют брусочки сечением 15х15 мм и длиной 150 мм с вбитыми вверху гвоздями, предохраняющими от проваливания их вниз. С другой стороны гнезда диафрагму или крайнюю рамку прибивают к передней и задней стенкам улья, чтобы не было раскачивании.

Когда ульи перевозят с надежными крышами и в подкрышниках имеются окна, зарешеченные металлической сеткой 3х3 мм от прохода пчел, то корпус гнезда или надставку ничем не накрывают. Если ульи с пчелами перевозят без крыш, то сверху гнезда к корпусу улья или надставке прибивают кочевую сетку или мешковину так, чтобы пчелы не могли выходить наружу.

Вечером, когда прекратится лет пчел, в ульях летки закрывают наглухо вкладышами на всю глубину летка и все щели заделывают паклей. Если ульи оборудованы подрамниками, то их вынимают. Этим создается дополнительное воздушное пространство для вентиляции и размещения пчел при переезде.

Как перевозят ульи с пчелами?
Перед перевозкой пчел подготавливают лицевую сетку, дымарь с топливом, разведенную глину, простыни из мешковины, спички и воду.

Подготовленные к перевозке ульи вечером грузят на транспорт так, чтобы рамки были параллельно переднему борту и крепко увязывают веревками от раскачивании. Сверху и с боков утепление в ульи не кладут. При перевозке ранней весной в прохладную погоду, когда в ульях 8—12 рамок (кроме многокорпусных), утепление можно положить. В жару ульи с пчелами перевозят ночью, а в пасмурную и прохладную погоду — в любое время суток.

При перевозке пчел в дневное время, особенно в жару, в кузове транспорта необходимо обращать внимание на вентиляцию. Ульи размещают так, чтобы между их рядами вдоль транспорта были расстояния 10—15 см для увеличения циркуляции воздуха во время движения, особенно нижних и средних рядов. Такие расстояния между рядами ульев выдерживаются путем прокладки деревянных брусков толщиной 10—15см.

Перевозить пчел по хорошей дороге можно со скоростью 60—70 км/час, а по разбитой — 15—20 км/час, не допуская резкого торможения.

Можно перевозить пчел и с открытыми летками, особенно ночью. В таком случае необходима вентиляция в потолке, для этого можно снять одну потолочину или загнуть холстик сбоку потолка.

По прибытии на место назначения ульи с пчелами разгружают и ставят около каких-либо ориентиров на заранее подготовленные места, накрывают крышами, если ульи перевозились без них. Когда пчелы успокоятся и перестанут шуметь, им открывают полностью летки. Утром благополучно переехавшие семьи энергично облетываются и начинают работать в поле. Им возвращают утепления. Потом выявляют неблагополучно переехавшие семьи и оказывают помощь в первую очередь тем, у которых из ульев вытекает мед.

Что делать, если из ульев вытекает мед?
В первую очередь необходимо открыть верхние летки и приподнять крыши для выхода пчел наружу. Успокоившиеся пчелиные семьи разбирают и все оборванные соты с медом и погибших пчел убирают. Дно улья очищают от кусочков сотов и подтеков меда. Испорченные соты заменяют качественными, пополняют корма и дают вощину. Гнезда собирают, утепляют и закрывают крышами. Оба летка оставляют открытыми по силе семей. На протяжении всей разборки гнезд нужно держать дымарь разожженным и в необходимых случаях пользоваться им.

Какую помощь оказывают благополучно переехавшим семьям?
Их раскрывают и, если семьи были собраны для перевозки к одной какой-либо стенке, отрывают прибитую диафрагму или крайнюю рамку. Рамки передвигают по очереди, начиная с крайней, и ставят так, чтобы гнездо оказалось напротив летков, определяют качество и количество расплода, наличие меда. При необходимости семьям пополняют корма, дают доброкачественные соты и вощину. Гнездо с двух сторон ограничивают диафрагмами, кладут потолочины или холстик и, утеплив сверху и с боков, закрывают крышей.

Если хорошо переехавшие семьи занимают полный корпус улья или два и сверху стоят пустые надставки, то, сняв крышу и надставку, нужно убедиться в отсутствии в гнезде неполадок, наличии в достатке корма, качественной суши и вощины. У семей послабее надставки убирают, а у сильных наполняют полурамками суши и вощины вперемежку и ставят на гнезда корпусов, сверху накрывают потолочинами или холстиками, утепляют и закрывают крышами. Летки оставляют открытыми по силе семей.

Источник: А. С.РАЙКО.

Как правильно погрузить и перевезти ульи?

Мед является вкусным и полезным продуктом, который любят многочисленные потребители всего мира. Процесс его сбора непрост, но пчеловоды не сдаются. Об этом свидетельствует появление новых пасек.

Желая совершить переезд в более благоприятную местность или же открыть новую пасеку, пчеловоды сталкиваются с проблемой перевозки ульев? Специалистам прекрасно знакома масса проблем при перемещении таких насекомых и их жилищ. При беспокойстве пчелы могут напасть и ужалить, а при несоблюдении условий просто погибнуть или потеряться в пути. Также неграмотное перемещение пчелодомиков чревато их разрушением. Все это приводит к убыткам владельца-пасечника.

Как подготавливают пчелиные домики к транспортированию?

Перевозка ульев является трудоемким процессом, требующим от задействованных лиц особых знаний и соответствующего опыта. Если условия будут неблагоприятными, что повлечет повышение температур и уровня влажности в домиках, у насекомых будет отмечаться паническое настроение, которое приводит к нехорошим, а порой и трагическим последствиям.

Следовательно, крайне важно для сохранения в целостности ульев, жизни каждого насекомого и предотвращения угрозы лицам, задействованным в транспортировании, соблюдать ряд правил и меры предосторожности.

Если планируется переезд на дальнее расстояние, то следует принять во внимание следующие рекомендации. Перевозки лучше всего осуществлять ранним утром или в ночное время суток (особенно, если транспортирование происходит летом). У насекомых отмечается плохая реакция на жару.

Когда невозможно выполнить перевозку одним рейсом ночью, то не стоит переживать. В этом случае ульи на день накрывают тентом. Данный материал выступит защитой от палящего солнца и исключит перегрев.

Специалисты рекомендуют усиливать вентиляцию гнезд. Решение поспособствует минимизации риска увеличения температур в пчелодомиках. Для обеспечения дополнительного пространства потребуется увеличить объем улья на 1 корпус или произвести замену дощатого «потолка» на решетчатую раму.

Медоносы нуждаются в дополнительной защите от травм. Следует проконтролировать, чтобы никакие предметы на них не упали. Для этого проверяют надежность фиксации сот, затворов и прочих составных узлов домика.

Прежде, чем приступать к погрузочным работам, насекомых загоняют в ульи. Порой, по доброй воле, они сами не идут. В этом случае прибегают к дымарю. Посредством дымовой струи загон медоносов будет более быстрым. После того как все пчелы окажутся на месте, домик проветривают. На этом подготовительный этап можно считать завершенным.

Как правильно погрузить и перевезти ульи?

Погрузку пчелиных домов рекомендуется осуществлять на заведенное транспортное средство. Это позволит насекомым быстрее адаптироваться к вибрациям, а также предотвратить паническое настроение, которое возникает при полной тишине.

На стандартном полуторатонном грузовике за рейс можно переместить 12 пчелодомиков, расположенных в 1 ярус и 24 в 2. В последнем случае потребуется при размещении ульев во второй ярус прочная доска. Ее укладывают поверх нижних домиков. Если планируется использовать прицеп для перевозки ульев, то стоит размещать домики в один ярус.

Значительная часть дорожных покрытий оставляет желать лучшего, поэтому владельцам- пасечникам стоит выбирать наиболее «ровные» маршруты. Допускать сильную встряску нельзя. Чтобы смягчить дорогу, дно и кузов транспортного средства выстилают соломой. Во избежание падения домиков их фиксируют, используя обычную веревку. При длительных дистанциях стоит периодически проверять, насколько надежно зафиксированы узлы.

Прибыв на место, не стоит спешить выпускать насекомых. Необходимо выждать некоторое время, чтобы медоносы успокоились. В среднем продолжительность освоения пасеки около 12-ти часов.

Видео:ПЕРЕВОЗКА УЛЬЕВ С ПЧЕЛОСЕМЬЯМИ НА СТАЦИОНАРНУЮ ПАСЕКУ

Влияние расстояния источника корма от улья на сбор товарного меда

Расстояние от источника взятка до улья, км

Собрано меда, кг

I опыт

II опыт

0,0

11,5

11,5

0,8

14,8

13,3

1,6

10,6

12,6

2,4

9,7

12,4

3,2

8,2

12,0

4,8

6,3

9,6

6,4

2,4

4,1

8,0

— 1,4

— 1,5

9,6

— 2,9

— 2,0

11,2

— 4,0

— 1,8

Нагрузка рабочей пчелы (сколько нектара она приносит в улей) зависит от силы взятка. Так, при взятке слабом (до 1 кг в день) нагрузка медового зобика составила. 7,1 мг; при взятке от 1 до 2 кг в день нагрузка возросла до 15,5 мг; при взятке 3—4 кг она составила в среднем 28,2 мг; а при взятке 6 кг и более в день нагрузка увели­чилась до 58 мг.

Чем дальше приходится лететь пчеле за нектаром, тем больше тратит она времени на полет, потребляет много корма во время полета и поэтому приносит мало нектара в улей.

Зависимость удаленности источника корма хорошо видна из поставленных опытов (см. табл. 2).

Из таблицы видно, что уже с расстояния 8 км (при на­личии взятка) семья не только не пополняется медом, но и теряет ежедневно имеющиеся запасы. По этим данным Можно сделать вывод: чтобы получать больше меда, пче­лы не должны летать дальше 2 км. В противном случае ни но прибегать к кочевке пасеки.

Наблюдения показали, что при перевозке семей с пасеки, далеко отстоящей от источника корма, на пасеку, расположенную вблизи от участка медоносов, перевезен­ные пчелы часто собирают нектара больше, чем семьи, которые находились на ней давно. В этом заключается еще одно преимущество кочевки пчел.

Как перевозить пчел на близкое расстояние, описано в разделе об их покупке.

Пчела, летящая с пустым зобиком, держит задние ноги вытянутыми назад, а с полным зобиком несет их согнутыми вперед, чтобы выравнивать центр тяжести.

Чтобы убедиться в потерях нектара пчелой, приведем данные Л. И. Перпеловой по взвешиванию медовых зобиков у пчел, прилетевших с разных расстояний (табл. 3).

Таблица 3

Количество нектара, приносимого в улей пчелой в зависимости от расстояния

Показатели

Расстояние от улья до источника взятка, м

до 100

300

500—750

1000

2000

3000

Вес медового зобика, мг

То же, %

58

100

48

82,8

33

57,1

28

48,3

23

39,6

18

31

Данные таблицы показывают, что если пасека расположена в 3 км от медоносов, то пчелы в улей принесут только 31% собранного нектара, а остальное будет сжигаться по дороге. Фактически в улье будет меньше 31% т. к. из этого запаса пчелы возьмут часть на дорогу, что бы долететь до кормового массива, т. е. в улье останется всего около 20% от собранного нектара. Но и из этих 20% пчелы еще часть сожгут внутри улья, когда будут перерабатывать нектар в мёд. Отсюда нетрудно сделать вывод, на каком расстоянии надо ставить пасеку от медоносов.

Перевозка меда

Транспортировка меда проводится так же, как и перевозка любых других наливных грузов — в больших бочках или других емкостях. Наиболее востребована эта услуга в конце медосбора — это приблизительно конец июля—начало августа. Впрочем, мед лишь отчасти является сезонным продуктом. Поэтому его транспортировка (например, в розничные точки продажи или на кондитерские фабрики) осуществляется круглый год. Если вам требуется перевозка меда, вы можете заказать эту услугу в компании «Инком Карго».

Стоимость перевозки меда

Из Москва в: "Газель"
1,5 тонны
"Бычок"
3 тонны
5 тонн 10 тонн 20 тонн
тентованный
20 тонн
изотермический
20 тонн
рефрижератор
Абакан 30500 46500 56000 96000 160000 176000 192000
Актау 27500 41500 50500 86000 143000 157500 172000
Актобе 19000 29000 35000 60000 100000 110000 120000
Алма-Ата 38000 57500 69500 119000 198000 218000 238000
Анадырь по
запросу
по
запросу
по
запросу
по
запросу
по
запросу
по
запросу
по
запросу
Архангельск 10500 15500 19000 32000 53000 58500 64000
Астана 28500 43500 52500 90000 150000 165000 180000
Астрахань 10500 15500 19000 32000 53000 58500 64000
Атырау 19000 29000 35000 60000 100000 110000 120000
Барнаул 28000 42500 51000 87000 145000 159500 174000
-
  • Характеристики груза. Стоит сразу сказать, что мед сам по себе является естественным консервантом. По сути, это единственный продукт, который никогда не портится. Однако при сильном нагреве или, наоборот, охлаждении, мед утрачивает свои полезные свойства. В нем выделяется вредный для организма оксиметилфурфурол. Поэтому ответственные производители, следящие за качеством своего товара, перевозят этот продукт, тщательно соблюдая температурный режим.
  • Требования к автомобилю. Транспортировка меда осуществляется всеми видами автотранспорта, который подбирается в зависимости от объема партии. Небольшое количество груза можно доставить, например, той же газелью (при условии подходящих погодных условий). Большие деревянные бочки, объем которых, как правило, около 75 литров, перевозятся в фургонах с большой грузоподъемностью. При этом оптимально доставлять мед рефрижераторным или изотермическим транспортом, температура в котором устанавливается на 25 градусов.
  • Требования к погрузке/разгрузке. Грузится мед вручную. Количество грузчиков зависит от объема партии товара. При этом важно правильно расположить емкости (пластиковые контейнеры, бочки, стеклянную тару) в кузове и закрепить их, так как при опрокидывании их содержимое может вытечь.
  • Требования к транспортировке. Перевозка меда требует оформления ряда документов, которые могут разниться в зависимости от региона. В большинстве случаев необходимы такие документы, как ветеринарное свидетельство формы № 2 (для междугородней доставки) или ветеринарная справка формы №4 (для транспортировки по городу).

Автомобили для перевозки меда


Если вам нужна транспортировка меда, вы можете заказать в «Инком Карго» любой необходимый для этих целей транспорт. В нашем автопарке представлено более 1 000 автомобилей, в том числе изотермические и рефрижераторные фургоны. Наши специалисты также оказывают помощь в оформлении необходимых сопроводительных документов.

Заказать перевозку крупногабаритной техники можно по телефону +7 (495) 150-64-00.

Благодарим «Инком Карго» за помощь в междугородней перевозке крупной партии меда. Специалисты компании в совершенстве знают все требования к транспортировке такого деликатного продукта. Нам подобрали хороший изотермический фургон, оптимально подходящий по цене и тоннажу, обеспечили услуги грузчиков и даже временное складирование по прибытии. Очень приятно работать с такими профессионалами.

Ежегодно заказываем в «Инком Карго» перевозку меда по окончании медосбора. Являемся постоянными клиентами этой компании и поэтому пользуемся персональной скидкой. Отдельно хочется отметить бережное отношение к грузу: фургон всегда чистый, температура выставляется вручную, грузчики тоже опрятные, что крайне важно при работе с пищевыми продуктами! Рекомендую всем!

Перевозка пчёл

Особенности перевозки пчёл.

Во время перевозки мы нарушаем привычные для пчел условия жизни — улей подвергается сотрясениям, а пчелы лишаются возможности вылетать из него. В точение длительного периода эволюционного развития с такими условиями они никогда в природе не встречались. Поэтому во время перевозки пчелы сильно возбуждаются, гудят, ищут любые щели, чтобы вылезти из улья с яростным намерением жалить и отогнать врага, причинившего им беспокойство.

Долгое время пчеловоды возили пчел, не считаясь с их состоянием. Однако недавние исследования показали, что можно перевозить семьи и в более спокойном состоянии, если поглубже изучить реакцию их на те особые условия, а которые их ставит пчеловод.

Под влиянием сотрясения, как и всякого другого беспокойства, в гнезде семьи быстро повышается температура. Вместо нормальной 34—35°С она достигает 37°С и даже 38°С. Снизить температуру усилением вентиляции пчелы не могут, так как их возбуждение чрезмерно велико. В таких условиях они могут отреагировать на ее повышение только выкучиванием из гнезда, как это они делают а ульях, стоящих на солнцепеке во время сильной жары. Пчелы наполняют зобики медом, выходят из улья и прививаются гроздью вне гнезда. Они сидят неподвижно, собравшись в свободном пространства) под дном или на зетененной стенке улья.

Эту особенность и надо использовать, чтобы перевозить пчел в сравнительно спокойном состоянии, то есть им надо дать возможность покинуть гнездо, тогда семья успокоится. Для этого а закрытом улье необходимо над рамками создавать свободное от сотов пространство, в котором пчелы, покинувшие гнездо, собираются в неподвижные грозди. В гнезде после этого температура постепенно снижается до нормальной. Вели в это время где-либо в улье открыть щель, то через нее выйдут несколько спокойных пчел, которые станут «обследовать» окружающее место.

В современных типовых ульях предусмотрено свободное пространство, необходимое в улье на время перевозки (рис.). Это пространство над рамками образуется подкрышником и бортами крыши, причем в передней и задней стенках крыши имеются вентиляционные отверстия. В таких ульях пород перевозкой необходимо только вынуть из улья потолок (холстик) и подушку.

В ульях старых конструкций, где свободное пространство над рамками не предусмотрено, можно ставить пустые магазины или плотно надевающиеся крыши с бортами, обеспечивающими свободное пространство над рамками (15 см).

С состоянием пчел во время перевозки тесно связана и вентиляция улья. Возбужденные пчелы потребляют очень много кислорода, и это вынуждает пчеловодов помещать на гнезда «кочевые сетки», закрывающие сверху почти всю площадь улья.

Если же пчёл перевозить в относительно спокойном состоянии, то, отреагировав на повышение температуры, семья успокаивается и в особо сильной вентиляции тогда не нуждается. При открытом сверху гнезде достаточно иметь вентиляционные окна, закрытые проволочными сетками в передней и задней стенках крыши. Во время хода автомашины всегда ощущается движение воздуха. Им-то и следует воспользоваться для усиления вентиляции. Надо, чтобы обдувались не только ульи крайних рядов, но и ульи, расположенные в середине кузова. Для этого их следует поставить не плотно один к другому, а так, чтобы между рядами оставались сквозные щели около 10 см ширины для протока воздуха. При этом у переднего борта автомашины должен быть оставлен свободный проход для встречного воздуха.

Для устройства вентиляционной щели берут два бревна толщиной около 10 см и длиной, равной длине кузова автомашины. Чтобы ульи не сдвинулись и не закрыли щель, бревна скрепляют двумя поперечными досками и устанавливают между рядами так, чтобы одно находилось на уровне середины нижнего ряда, а другое — верхнего. Образовавшаяся щель позволяет надежно увязывать ульи веревками и создает хорошую вентиляцию.

Опыты показали, что если подготовить ульи с пустым пространством сверху рамок и в кузове автомашины оставить продольные щели для воздуха, то пчел можно свободно перевозить в любое время, в том числе и днем, без какого-либо вреда для пчел и их расплода. Перевозка же пчел в дневное (светлое) время суток заметно облегчает работу пчеловода и шофера.

Свободное пространство должно быть обязательно сверху над рамками. Это правило станет понятным, если вспомнить, что потревоженные пчелы всегда собираются вверху (например, в роевне, ящике), и это движение совпадает с направлением их выхода (выпучивания) при перегреве гнезда.

В Институте пчеловодства проводили также опыт перевозки пчел с открытыми летками. Во избежание потерь ульи на автомашине накрывали большой нейлоновой сеткой. Такая перевозка возможна с соблюдением некоторых предосторожностей: в леток дают несколько клубов дыма и улей несут к автомашине, мотор которой уже должен работать до прибытия на место и выгрузки последнего улья. Через открытые летки во время движения выходит немного пчел, но они тут же собираются в группки на ульях и едут к новому месту стоянки.

В современных типовых ульях подготовка пчел к перевозке не отнимет много времени. Рамки в них имеют утолщенные боковые разделители, благодаря которым в корпусе с полным комплектом рамок соты стоят неподвижно и не могут раскачиваться. Такой улей с полным комплектом сотов всегда готов к перевозке без каких-либо подготовительных работ.

В ульях старых конструкций, где нет разделителей, рамки необходимо специально закреплять, вставляя в каждую улочку по краям две планки шириной и толщиной 10—12 мм и длиной на 1/3 высоты рамок (съемные разделители). В один конец планки вбивают гвоздики, на которых она висит и не проваливается в улочку. При перевозке пчел на медосбор нет смысла оставлять тяжеловесные медовые соты. Их отбирают, а взамен ставят рамки с пустыми сотами. В надставочных ульях надо скрепить дно с корпусом, магазинами и крышей в одно целое. Наиболее удобно это делать с помощью широкой прорезинненой ленты, которой обхватывают с боков весь улей. Концы лент скрепляют и затем натягивают.

Лучше всего перевозить пчел рано утром. В конце дня ульи готовят к перевозке (вынимают потолок и подушки), а рано утром наглухо закрывают летки, грузят на автомашину и везут. Летки следует закрыть так, чтобы свет не мог проникнуть, в противном случае пчелы будут собираться и возбужденно толпиться около него. На новом месте ульи расставляют на выбранной площадке в прохладное время летками на юг или юго-восток, в жаркое время — на север. Как только их расставят, открывают летки, предоставляя пчелам возможность облететься. К вечеру в них возвращают потолочины и подушки.

О запаривании пчел при перевозке. Во время перевозки в жаркую погоду пчелы могут погибнуть вследствие запаривания: они становятся мокрыми (откуда и произошло название этого явления), падают на дно улья и погибают. Семья может полностью погибнуть за два-три часа. Запаривание может произойти не только во время перевозки, но и на пасеке, если в жаркую погоду во время медосбора случайно остался закрытым леток, и пчелы оказались лишенными возможности вылетать из улья.

Запаривание пчел тесно связано с густотой корма, которым они питаются. При перевозке семей во время отсутствия медосбора, когда пчелы питаются густым медом, нет опасности их запаривания. Во время перевозки при интенсивном медосборе, когда в ульях много жидкого нектара, опасность запаривания возрастает.

Использование источников медосбора. Семьи пчел перевозят с целью большего сбора меда и опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур. Весной пасеку разбивают на маленькие группы, чтобы охватить большую территорию с медоносными растениями. Если позволяет кормовая база, пасека может здесь находиться весь сезон. Обычно же пчел перевозят несколько раз для сбора меда с растений, цветущих в неодинаковое время и произрастающих на разных земельных угодьях.

Одноразовая перевозка применяется в тех случаях, когда медоносная растительность более или менее равномерно распределена по всей территории. Такие условия имеются, например, в местностях с большими площадями лугов, перелесков, пастбищ, в степи, в горах. Использование нескольких источников нектара — обычный способ увеличения медосбора. Так, растения в низинах зацветают раньше, на возвышенностях позже и на южных склонах раньше, чем на северных. В этих случаях пасеки перевозят среди лета несколько раз.

Чтобы получить высокий медосбор, необходимо создать семьям все условия для интенсивной работы. Важнейшее значение имеет число семей, размещенных на одном месте (точке). Если, например, в радиусе лёта пчел за день выделяется 200 кг нектара и его собирает 40 семей, то каждая сможет принести в улей по 5 кг. Но если в той же местности будет стоять 100 семей, то медосбор уменьшится до 2 кг на семью. Поэтому крупные пасеки, следует размещать в нескольких местах, удаленных на 2-4 км одно от другого.

Изучение опыта передовых пчеловодов показало, что в местностях, где отсутствуют сильные медоносы, а те, что есть, распылены среди других растений (не медоносов) или имеются цветущие массивы слабых медоносов (сады, подсолнечник и др.), следует ставить на одном месте не более 40 семей. У массивов гречихи, эспарцета, клевера и других на одном точке следует держать не более 70 семей и только у массивов сильнейших медоносов — липы, кипрея, хлопчатника и других — не более 100.

Расставлять ульи с пчелами надо возможно ближе к цветущему массиву. Пчелы эффективно собирают нектар в радиусе 0,5—1 км. Опыты показали, что при полетах далее одного километра пчелы приносят в улей лишь половину взятого нектара. Полет за два километра уменьшает принос его на 60%, а за три — на 70%. Следовательно, приближение пчел к источнику нектара значительно повышает эффективность их лётной работы. Правильное размещение пасеки в зависимости от имеющейся медоносной базы — первейшее условие получения высокого медосбора.

Профессор Г.Ф.Таранов

Перевозка и пересылка пчел в ящиках (Пакетах)

    Перевозки большого количества пчелиных семей в ульях вызывают много затруднений. Такие перевозки загружают транспорт, затрудняют закупку пчелиных семей в южных, безлесных районах, где их неохотно продают с ульями, и создают встречные перевозки, так как ульи с пчелами перевозят с юга на север, в то время как отгрузка с заводов изготовленных ульев идет в обратном направлении—с севера на юг.

   Советские ученые разработали простой и экономически более выгодный способ перевозки пчел в фанерных или дощатых ящиках (пакетах). Кроме того, перевозка пчел в пакетах ускоряет доставку их на место, так как вместо перевозок по железной дороге с товарными составами теперь пакеты с пчелами могут быть быстро доставлены самолетами или в почтовых вагонах пассажирских поездов. Новый способ упаковки и сокращение сроков нахождения пчел в пути дают возможность перевозить их на более дальние расстояния и без потерь.

  Ящики для перевозки и пересылки пчел делают на одну, четыре и шесть рамок. Ящики делают глухие, без всякой вентиляции; по наружному виду они напоминают обычные почтовые посылки. Как показала практика, такой способ перевозки пчел дает лучшие результаты, чем в ящиках старой конструкции, которые вместо стенок имели о четырех сторон металлическую сетку.

Четырехрамочный ящик для перевозки и пересылки пчел по почте делают изнутри длиной 475 мм, шириной 200 мм и высотой 390 мм.

  Для размещения рамок и создания устойчивого положения их в пути к передней и задней стенкам ящика прибивают изнутри по две разделительные планки, так называемые гребенки: одну на расстоянии 60мм от верхнего края ящика (для плечиков рамок), а другую — отступив на 100мм ото дна (для боковых планок). В этих гребенках на расстоянии 20 мм один от другого делают по четыре пропила размерами: в верхних гребенках 26 Х 10 мм, в нижних — 26 Х 8 мм. Гребенки, в соответствии с их назначением, прибивают по-разному: верхние пропилами кверху, нижние пропилами внутрь ящика.

   Обвязку ящика делают внахлобучку из тонких дощечек с фанерной крышей. Между рамками и крышей остается воздушное пространство высотой 100 мм.

  Снизу фронтальной части ящика вырезают леток (30х10 мм), которым пользуются при вынужденных длительных остановках в пути и по прибытии на место. На время перевозки леток забивают наглухо фанерной дощечкой (на гвоздях).

   Шестирамочный ящик имеет такое же устройство, как и четырехрамочный, но ширину его изнутри увеличивают до 290 мм. Соответственно ящик имеет на гребенках не по четыре, а по шесть вырезов. Такие ящики используются только для перевозок пчел по железной дороге.

  Однорамочный ящик  предназначен главным образом для пересылки пчел по почте. Такой ящик-легок, портативен и при большой разветвленности почтовой сети может быть доставлен в любое место письмоносцем, не вызывая забот получателя о транспортных средствах.

   Однорамочный ящик имеет некоторые особенности в оборудовании. Обычно его делают из фанеры, набивая ее на каркас, изготовленный из деревянных планок. Поперек обеих узких стенок на расстоянии 100 мм ото дна ящика к брускам прикрепляют гребенки, имеющие по одному вырезу 26 X 8 мм; в них поместятся боковые планки рамки. Выемку для размещения плечиков рамки делают непосредственно в верхней обвязке каркаса размером 26 X 10 мм. Вырез в гребенке и верхнюю выемку для плечиков рамки делают так, чтобы рамка находилась не посредине ящика, а несколько ближе к одной из его широких стенок. К другой, противоположной стенке прикрепляют под углом снозы — две фанерные дощечки (длиной 350мм и шириной 50 мм). На этих снозах пчелы размещаются в дороге. Крышку ящика делают тоже из фанеры без всякой обвязки и после заселения ящика пчелами прибивают к каркасу гвоздями.

   К узким концам ящика прикрепляют тонкие бруски, а поперек ящика, поверх брусков планку, которая при переноске ящика служит вместо ручки. 

  Подготовка пчел для отправки. При заселении ящиков пчелами соблюдают особые правила. В четырехрамочный ящик обычно помещают 1,2 кг пчел и две рамки расплода (главным образом печатного), в шестирамочный— 1,5кг пчел и три рамки расплода, В однорамочный ящик стряхивают 1—1,1 кг пчел и ставят одну рамку, содержащую корм и расплод. Вес пчел чаще определяют на глаз, считая, что пчелы, плотно покрывающие рамку с обеих сторон, весят 300 г. Каждой отправляемой семье дают плодную матку, молодую или выведенную в предыдущем году.

  Если с пасеки сразу отправляют большое количество ящиков с пчелами, лучше вывести молодых маток в сформированных для этой цели нуклеусах. После оплодотворения маток, как только они начнут яйцекладку, нуклеусы используют для заселения ящиков.

Количество меда в ящиках должно быть не меньше чем по 200 г на каждые сутки пути из расчета на 1 кг живого веса пчел. Лучше давать мед с запасом. В ящике также должна иметься перга, поскольку пчелы и в пути продолжают воспитывать расплод.

   Мед должен быть по преимуществу запечатанным. Наличие незапечатанного меда допускается в количестве не более 25% от общих запасов корма. Запрещено давать пчелам в дорогу корм, состоящий из свежесобранного меда, или кормить их перед самой отправкой сахарным сиропом и сытой. Такой корм при толчках будет выбрызгиваться из сотов и заливать пчел, что может привести к гибели семьи. В каждой рамке должно быть не более 2 кг меда.

   Соты во избежание обрывов в пути следует давать коричневые, но не черные, отстроенные в рамках с натянутыми в них тремя-четырьмя горизонтальными проволоками.

Для заселения четырех-и шестирамочных ящиков обычно используют отводки. Для этого их формируют заранее либо создают перед отправкой, используя перезимовавших запасных маток.

   Заселение ящиков пчелами. Если на пасеке заблаговременно подготовлено достаточное количество отводков с необходимыми запасами корма и хорошими сотами, то заселение четырех-и шестирамочных ящиков сводится к перестановке в ящик всех рамок, на которых сидел отводок. Когда отводки не подготовлены, ящики заселяют пчелами, взятыми из основных семей; для этого от них отбирают рамки с расплодом, кормом и покрывающими их пчелами. В ящик пускают на сот плодную матку, отнятую от той же семьи, из которой были взяты пчелы. Остающейся на пасеке части семьи (после заселения ящика) дают новую матку или зрелый печатный маточник, в зависимости от обстоятельств, сложившихся на пасеке к этому времени.

   Ящики заселяют пчелами заблаговременно, но не раньше чем за сутки до отправки их с пасеки.

Когда для пересадки в ящик использована целиком семья или отводок, заселенный ящик ставят на место освободившегося улья, прибивают крышку и открывают леток. Вечером, когда все пчелы соберутся, леток закрывают. Если для заселения ящика используют не всю семью, а только часть ее, формирование семьи для отправки лучше произвести днем, во время сильного лета пчел, чтобы в ящик попало как можно больше молодых пчел.

   Подготовка однорамочных ящиков. При заселении однорамочного ящика, в хорошую, лётную погоду помещают в него рамку с расплодом и кормом, прикрывают крышкой и взвешивают на весах. Потом в ящик стряхивают пчел. Когда весы покажут прибавку на 1—1,1 кг, на рамку пускают матку из той же семьи, из которой брали пчел. Маток следует вылавливать заранее и держать в, ульях в клеточках или под колпачком. Заселенный пчелами ящик закрывают крышкой и прибивают ее гвоздями. Леток все время держат закрытым.

    Заселенные ящики до отправки их с пасеки необходимо держать в тени, а еще лучше в темном, прохладном помещении, например в зимовнике.

   При пересылке пчел по почте на верхней крышке ящиков четко пишут адрес получателя, а под ним адрес отправителя. Там же крупно и четко наносят следующие надписи: «Верх!», «Осторожно!», «Живые пчелы!», «На солнцепеке не держать!». Все надписи делают химическим карандашом или чернилами.

     Пересылка пчел в ящиках без сотов, предложенная М. З. Краснопеевым, состоит в том, что в ящики вместо сотов помещают кормушку с засахарившимся медом. В таких ящиках пересылают семьи пчел весом 1—1,2кг.

Справочник по пчеловодству

ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛ НА МЕДОСБОР

Значение перевозки пчел. Организуя перевозку пчел к источникам медосбора, например к массивам гречихи, подсолнечника, хлопчатника и т. д., пчеловод способствует значительному повышению, медосбора на пасеке. Во время полета за нектаром пчела тратит на полет большое количество энергии, которую она восполняет за счет поедаемого корма. Чем дальше от пасеки удалены медоносные растения, тем больше энергии затрачивают пчелы на перелеты, тем меньше вылетов за нектаром они сделают из улья и меньше принесут в него меда. При полетах за нектаром на расстояние 1 км пчелиная семья расходует ежедневно до 200 г меда. Поэтому необходимо пасеки перевозить и размещать непосредственно около массивов медоносных растений.

Перевозка пчел к массивам медоносов в весенний и осенний периоды способствует увеличению количества пчел в пчелиных семьях, так как при поступлении в улей нектара матка увеличивает откладку яиц. Необходима перевозка пчел и для организации опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур.

Подготовка пчел к перевозке. Во время перевозки пчелиные семьи сильно беспокоятся и в улье повышается температура, что вызывает размягчение сотов. Много-медные соты и листы вощины под тяжестью пчел могут оборваться и придавить большое количество пчел, а иногда и матку. Из улья перед перевозкой пчелиных семей удаляют утепляющие подушки, тяжеловесные соты и рамки с вощиной, а также соты со свежепринесенным нектаром. Если их оставить в улье, то при перевозке пчел в гнезде сильно повышается влажность воздуха и семьи могут запариться. Во избежание сильного перегрева семьи и для удаления водяных паров в улье устраивают вентиляцию. Лучше всего для этих целей использовать вентиляционную раму с мелкой металлической сеткой, а при ее отсутствии поверх пустой надставки или подкрышника натягивают редкую мешковину. Надставку или покрышник помещают на гнездо пчел. При устройстве вентиляции ограничиваться одним зарешечиванием летка не следует, так как в этом случае пчелы скучиваются около летка, закрытого решеткой, забивают ее и доступ свежего воздуха в улей прекращается, а пчелы в большинстве случаев погибают.

При перевозке пчел от толчков отдельные рамки могут сдвинуться с места и раздавить пчел и матку, поэтому если на рамках нет постоянных разделителей, то в улье рамки тщательно укрепляют съемными разделителями в виде деревянных брусков длиной 100 мм, шириной и толщиной 12—15 мм.

Чтобы предотвратить смещение корпусов, а также других частей улья, их перед перевозкой скрепляют при помощи специальных скрепов или деревянных брусков, которые прибивают гвоздями. Одновременно все части улья плотно пригоняют одну к другой, чтобы пчелы не могли вылезать через щели. В тех случаях, когда ульи перевозят вместе с крышкой, имеющей вентиляционные прорези с металлической сеткой, вентиляционную раму в подкрышник не помещают.

Техника перевозки пчел. Вечером после окончания лёта пчел летки во всех ульях закрывают наглухо и при необходимости забивают летковые задвижки гвоздями. Перевозят пчел обычно вечером, а в прохладную ненастную погоду эту работу можно выполнять и днем. Пчеловод с собой берет дымарь с гнилушками, лицевую сетку, стамеску, молоток, гвозди и размягченную глину, чтобы в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств оказать срочную помощь пчелам (скрепить отдельные части улья, замазать открывшийся леток или щели и т. д.).

Прибыв с пчелами к месту назначения, пчеловод снимает ульи с машины и расставляет их на специальные подставки или колышки. Когда пчелы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) и дают пчелам облетаться. Затем открывают летки в остальных ульях. Во избежание слета пчел открывать летки во всех ульях сразу не следует.

При расстановке ульев на новом месте необходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Ставить пасеку на пути перелета пчел другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку между пчелами и гибель пчелиных семей.

Перевозить пасеку на медосбор можно только в том случае, если она свободна от заразных болезней пчел и расплода. Каждая пасека должна иметь ветеринарное свидетельство (ветеринарно-санитарный паспорт), подтверждающее отсутствие болезней пчел и разрешающее их перевозку. Если пасеку перевозят в леса гослесфонда, то документом, разрешающим постановку пчел в лесу, служит, кроме того, лесной билет, выдаваемый лесхозом по решению исполкома райсовета. В этом случае пчеловоду запрещается вырубать лес и возводить на территории пасеки какие-либо постройки. Нарушение этих требований ведет к лишению права пользования лесным участком для размещения пасеки.

Размещать пчел на массивах медоносных растений колхозов и совхозов можно только с разрешения руководителей этих хозяйств.

 

ОТКАЧКА МЕДА

Из улья для откачки отбирают те соты, которые запечатаны на одну третью часть. Не следует ждать, пока пчелы полностью запечатают все рамки. Из-за недостатка свободных ячеек для размещения нектара и переработки его в мед пчелы в этом случае снизят медосбор. Если на пасеке имеется достаточное количество запасных сотов, то одновременно с отбором рамок для откачки меда гнезда расширяют рамками, взятыми на складе. Если запасных рамок мало, то вместо отобранных в улей ставят рамки, из которых мед уже откачали.

Перед откачкой меда запечатанные соты распечатывают пасечным ножом (паровым ножом, виброножом или специальной пасечной вилкой). Лезвие пасечного ножа должно быть горячим, для этого несколько ножей одновременно помещают в посуду с кипящей водой. Горячим ножом пилящими движениями срезают крышечки с ячеек сотов.

У парового ножа лезвие разогревается паром, у виброножа лезвие приводится в движение (вибрирует) от электромотора. При распечатывании сотов вилкой крышечки ячеек соскабливают (вскрывают) вилкой, после чего мед откачивают.

Перед откачкой меда медогонку тщательно моют, а затем укрепляют на специальной подставке-крестовине так, чтобы в момент работы медогонка не качалась и под ней можно было бы установить ведро или бак для слива меда. Соты с медом устанавливают в кассеты медогонки таким образом, чтобы нижний брусок рамки находился впереди по ходу движения кассеты. Это связано с тем, что ячейки имеют некоторый уклон в глубь сота, и при указанном его размещении в кассете мед при вращении ротора медогонки будет легче выбрызгиваться из ячеек.

Рукоятку медогонки вначале вращают медленно, постепенно увеличивая скорость. После частичной откачки меда с одной стороны сота кассеты с рамками поворачивают и мед полностью откачивают с противоположной стороны, вращая ручку медогонки в обратном направлении. Затем кассеты вновь приводят в первоначальное положение и завершают откачку меда с первой стороны сота. Откачивать сразу весь мед с обеих сторон сота не следует, так как под влиянием силы тяжести сот может поломаться. При установке сотов в медогонку необходимо в противоположных кассетах ставить приблизительно одинаковые по массе соты. Откачанный мед сливают через кран, на который предварительно вешают специальный фильтр.

 

ЗАГОТОВКА КОРМОВЫХ ЗАПАСОВ НА ЗИМУ

При заготовке кормов на зимний период и на весну используют светло-коричневые соты, в которых вывелось несколько поколений пчел. Эти соты наиболее теплые, они мало охлаждают гнездо пчел, и весной матка охотно откладывает в их ячейки яйца. Заготавливать мед в светлых сотах, в которых еще не выводились пчелы, не следует: они охлаждают гнездо в зимне-весенний период, матка снижает откладку яиц, из-за чего развитие пчелиных семей весной задерживается. Нельзя заготавливать мед в старых, черных сотах. В их ячейках могут оказаться зародышевые кристаллы меда, под воздействием которых жидкий мед быстро закристаллизуется, и зимовка пчел пройдет неблагополучно. В ячейках этих сотов могут также находиться и болезнетворные микробы, способные вызвать различные заболевания пчел.

На зиму заготавливают рамки, содержащие не менее 2 кг меда. Полностью запечатанные многомёдные соты оставлять на зимовку нельзя, так как часть пчел зимующего клуба размещается в пустых ячейках сотов. Клуб пчел при этом более плотный, и пчелы хорошо поддерживают в нем температуру, необходимую для зимовки, при меньшем расходовании кормов в зимний период. При зимовке на сотах, полностью занятых медом и пергой, клуб пчел рыхлый, и для поддержания необходимой температуры пчелы вынуждены поедать большое количество меда. Зимовка их проходит неблагополучно.

Отбирать из улья для хранения кормовые соты с незапечатанным медом нельзя, так как мед во время зимовки закиснет и окажется непригодным для зимнего кормления пчел.

Заготавливают кормовые соты в период медосбора, причем работу эту при содержании пчел в ульях разных систем выполняют неодинаково. При содержании пчел в ульях с надставками в них перед медосбором помещают 4—6 гнездовых рамок (в две надставки). Пчелы в первую очередь заполняют медом те соты, которые находятся не с краю, а в центре надставок, поэтому гнездовые рамки в надставки помещают в центре, а по краям - полурамки. Мед из этих гнездовых рамок не откачивают, а после того как они будут запечатаны не менее чем наполовину, их из улья отбирают. Из сотов (полурамок), имеющихся в надставке, мед откачивают для товарных целей.

В многокорпусных ульях зимовку пчел обычно проводят в двух корпусах, из которых верхний корпус заполняют кормовыми рамками. В период медосбора светло-коричневые соты ставят в центр верхнего корпуса, и при снятии корпусов эти рамки не откачивают, а оставляют на зиму.

В ульях-лежаках, производя перегруппировку рамок перед наступлением главного медосбора, светло-коричневые соты с печатным расплодом помещают около рамок с открытым расплодом, а более светлые и темные соты отодвигают ближе к краю гнезда.

В двухкорпусных ульях перед наступлением медосбора светло-коричневые соты с печатным расплодом помещают в центре второго корпуса.

Одновременно с заготовкой медовых рамок каждой пчелиной семье запасают рамки с пергой, без которой не может проходить развитие пчелиных семей весной. На каждую семью готовят не менее двух перговых рамок. Эти рамки должны быть также залиты медом и запечатаны воском. В противном случае перга заплесневеет и испортится.

Отобранные для зимовки рамки с кормами хранят в прохладном помещении в шкафах или ящиках, куда не могут проникнуть пчелы и мыши.

Успешная зимовка пчел находится в тесной зависимости от количества и качества кормов, которые пчеловод оставляет в улье на зиму, а также от качества сотов о медом. Для зимовки отбирают рамки с медом, собранным в первой половине медосбора. Он обычно не содержит пади. В конце медосбора пчелы часто приносят в ульи и складывают в ячейки сотов сладкую жидкость, собранную с листьев или стеблей растений (падь). Падевый мед содержит по сравнению с цветочным значительно больше минеральных солей и декстринов, а сахара — меньше. При поедании пчелами падевого меда у них наступает падевый токсикоз (отравление). В семье наблюдается осыпь пчел. Часть семьи, зимующей на падевом меде, не доживает до весны, а те, кто доживает, пачкают все гнездо пятнами поноса, легко заболевают нозематозом. Весной матка в этих семьях прекращает откладку яиц, и пчелиная семья гибнет.

Некоторые пчеловоды ошибочно полагают, что в запечатанных сотах не может быть примеси пади. В действительности же падевый мед пчелы запечатывают в сотах, и в откачанном виде он может кристаллизоваться. Обычно падевый мед значительно темнее цветочного, в ячейках сотов он имеет зеленоватый оттенок. Иногда, правда встречается падевый мед, имеющий светлые тона.

Нельзя заготавливать на зиму и быстро кристаллизующийся мед (с подсолнечника, с ивовых и крестоцветных растений). При зимовке на таком меде пчелы приходят в беспокойное состояние, у них появляется жажда, а затем понос. Во время зимовки на таком меде семья сильно ослабевает и может погибнуть от голода, хотя в улье будет запас закристаллизовавшегося меда.

Основные условия успешного сбора меда и заготовки кормовых запасов. Своевременно наростить к началу главного медосбора сильные пчелиные семьи.

При наступлении медосбора расширить гнезда пчелиных семей путем постановки дополнительных корпусов или надставок с отстроенными сотами и рамками с вощиной.

При коротком и бурном медосборе ограничить в улье количество открытого расплода. При продолжительном медосборе количество открытого расплода в пчелиной семье ограничить во второй половине медосбора.

Ограничение открытого расплода произвести путем заключения матки в изолятор или заменой плодных маток неплодными.

Перевезти пчел к массивам цветущих медоносных растений, разместив ульи с пчелами непосредственно около цветущих растений.

Своевременно производить откачку меда.

Уделить особое внимание заготовке кормов на зиму. Оставлять для кормовых целей мед, собранный пчелами в первой половине медосбора и размещенный ими в светлокоричневых сотах.

Отобранные для зимовки рамки с медом хранить в недоступном для пчел месте.

 

<<  Оглавление  >>


Смотрите также

 


Copyright © MedPetrova.ru Карта сайта, XML.