Главаня
Купить оптом
Цены
Контакты
Наши партнеры
Статьи






Липовый мед
Цветочный мед
Гречишний мед
Донниковый мед
Мед в сотах
Маточное молочко
Перга
Пыльца
 

Как учить анатомию в меде


Мертвые не учат. Будущие врачи изучают тело человека только по муляжам | Расследование

Будущие студенты-медики сегодня лишены возможности изучать тело человека, препарируя человеческие трупы. Вместо этого на занятиях по анатомии используют тушки гусей, свиные сердца или коровьи глазные яблоки. В медвузах говорят: через пару лет в больницы придут врачи, которые совсем не знают человеческое тела. И за их квалификацию сложно поручиться.

Препараты с мясокомбината

На занятиях анатомии сегодняшние студенты Оренбургской медакадемии работают с телами умерших, побывавшими в руках не одного поколения будущих медиков. Эти анатомические препараты уже почти потеряли сходство с человеческими телами.

По признанию заведующего кафедрой анатомии Льва Железнова, уже больше пяти лет поступлений нового биологического материала в их вуз не было.

«Когда училось наше поколение в 80-х годах, мы, например, накладывали швы на фрагментах конечностей, а сегодня и на нашей кафедре, и на кафедре оперативной хирургии трупного материала не хватает. Мы изучаем какие-то вещи на органах животных – например, глазные яблоки берем у крупного рогатого скота, благо, с этим проблем нет. Студенты из деревень привозят что-то из своих хозяйств, часть приобретается на мясокомбинатах и рынках. А делать операции они тренируются, в том числе, и на животных», – комментирует Лев Железнов.

Трупный материал, который изредка удается добыть медицинским вузам, обычно уже теряет первозданный вид. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Тем временем у студентов Самарского медицинского университета идет лекция по анатомии: «Пищевод. Желудок. Кишечник». Преподаватель показывает студентам натуральный экспонат, дает нужные пояснения. Можно только посмотреть, нельзя тренироваться в надрезах. Трупный материал в вуз практически не поступает, все, что есть в наличии – хорошо законсервированное старое. Старший преподаватель университета СамГУ Евгений Баладянц лично собирал коллекцию на протяжении 14 лет, еще в то время, когда вузы легко получали биологический материал для практики.

Мертвые учат живых

В средневековье многие врачи познавали анатомию человека, изучая трупы. Среди них был и знаменитый персидский ученый Авиценна. Даже самые передовые современники осуждали врача за «кощунство» и «надругательство» над мертвыми людьми. Но именно труды средневековых врачей, которые вели исследования вопреки обвинениям, легли в основу целой науки – анатомии. В России девятнадцатого века знаменитый российский хирург Николай Пирогов проводил анатомические исследования на трупах неопознанных людей. В медвузах СССР использовали ту же практику – неопознанные и невостребованные тела попадали на занятия будущих медиков. Все изменилось в 90-е годы прошлого века. Mortui vivos docent (мёртвые учат живых) – гласит латинская пословица. Современным студентам, возможно, повезло даже меньше, чем средневековым врачам – они практически лишены возможности работать с человеческими тканями.

Студенты тренируются шить на органах животных. Фото из архива кружка ВолгГМУ

Проблемы с поставками тел для учебно-научных целей в медицинские учреждения начались в середине 1990-х годов, когда был принят федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Традиционные для медицины условия, когда анатомические исследования проводились на трупах неопознанных людей, с принятием закона поменялись кардинально. Чтобы получить тело умершего в свое распоряжение, медикам нужно было добиться согласия ближайших родственников, либо прижизненного согласия самого человека на изъятие органов и тканей после смерти. Согласия, предсказуемо, не выдавались. Вузы полностью лишились возможности получать анатомические препараты.

Закон «Об охране здоровья граждан», принятый в 2011 году, разрешил медикам использовать в учебных целях невостребованные родственниками тела в порядке, установленном правительством. Этот документ ждало все научное сообщество. В августе в 2012 года Дмитрий Медведев подписал постановление «Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях». Регламент передачи тел есть, однако анатомических препаратов у студентов-медиков так и не прибавилось.

Прежде, чем оперировать человеческое сердце, студенты оттачивают мастерство на сердце свиньи. Фото из архива ВолгГМУ

Закон появился, но трупов – нет

«В постановлении четко прописано, что, во-первых, тело передается только в том случае, если установлена личность, то есть все неопознанные тела под действие закона не попадают, даже если остаются невостребованными. Во-вторых – при наличии письменного разрешения на передачу, выданного органами, назначившими судебно-медицинское исследование. Вот с этим разрешением-то и проблема», – рассказывает Лев Железнов.

«Чтобы получить биологический материал для обучения, нам необходимо собрать около десяти подписей, начиная от главы района, заканчивая прокурором», – говорит Александр Воронин, ассистент кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии СамГМ.

Путей получения трупного материала два – бюро судмедэкспертиз и морги. При этом, в качестве учебно-научного пособия может быть использовано тело, которое находится «в хорошем состоянии», но судмедэксперты не имеют права использовать консервирующие методики, а их холодильники не обеспечивают полную сохранность тела.

Студенты хирургической кафедры работают с трупным материалом. Фото из архива Кубанского медицинского университета

«Трупы, которые можно передать на изучение, должны быть не востребованы в течение длительного времени. Но тогда они уже почти не интересны вузам. А тела недавно умерших людей «отдать» нельзя», – объясняет начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Оренбургской области Владимир Филиппов.

Екатерина, студентка второго курса лечебного факультета одного из российских вузов рассказала, что трупные препараты в вузе они все-таки получают, но их качество – низкое. «Во-первых, неприятный запах, вызывающий раздражение слизистой оболочки. Во-вторых, сложно разобраться в довольно старом и разложившимся трупе, некоторые анатомические образования походят друг на друга. Свой первозданный вид трупы потеряли, учебной пользы – ноль», – говорит девушка.

Трупный материал, который в медвузы могут поставлять патологоанатомы, тоже не доходит до студентов. Заведующий патологоанатомическим отделением оренбургской областной больницы №2 Виктор Кабанов пояснил, что те люди, которые умирают в стационаре, как правило, имеют родственников, которые забирают тело для захоронения. За последние 10 лет его работы не было ни одного невостребованного тела.

«Как это происходило ранее? Тогда в законодательстве не было четких формулировок, и тела на основании справок из милиции передавались в медицинские институты», – рассказывает Виктор.

За рубежом (в Европе и Америке) существует практика добровольного завещания тела на учебные и научные цели, которое нотариально оформляется при жизни этого человека. В России эта система не работает – нет традиции.

Урок анатомии у студентов Самарского медицинского университета. Фото: АиФ / Ксения Железнова

Следователи против

Если региональные вузы с трудом, но получают хотя бы ничтожное количество трупных препаратов, то в столичных «медах» ситуация сложнее. За прошедшие несколько лет на занятия не поступило ни одного трупа. Сотрудники вузов говорят о ситуации так: «Это саботаж и диверсия».

В Москве, по сути, готов целый пакет документов, разрешающий медикам использовать трупы в учебной деятельности. Есть известное постановление правительства РФ. Согласно документу, условиями передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека являются: запрос принимающей организации и разрешение, выданное лицом или органом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу невостребованного тела, то есть следователем. Есть решение главы департамента здравоохранения Москвы с поручением судебным медикам решить вопрос о передаче трупов – скоро этому документу исполнится год. Есть письма ректоров 1-го и 3-го меда главному судебному медику Москвы Евгению Кильдюшеву – и даже его положительное решение о передаче вскрытых (и только вскрытых, что противоречит постановлению правительства) трупов на учебные цели.

«Процесс остановился на этапе выдачи разрешений следователями – им это просто не нужно, – говорит заведующий кафедрой анатомии одного из московских медвузов, пожелавший остаться неназванным. – Они жили без этой для них дополнительной головной боли, а судебные медики жили без необходимости связываться с ними по этому вопросу. Ни судебным медикам, ни следователям это не нужно совершенно. Это нужно только студентам и преподавателям. Но как это должно выглядеть – профессора и студенты идут в прокуратуру договариваться со следователями и прокурорами? Так это выглядит и реально делается в российской глубинке, но не в Москве и Санкт-Петербурге».

Что взамен?

Пока на кафедрах борются за право своевременно получать качественный анатомический материал, в вузах активно ищут замену трупным препаратам. В пример приводят Европу, где «симуляторы» используют уже не один десяток лет. Заменить человеческие ткани пытаются с помощью кукол, роботов и компьютерных программами.

Гордость медицинской академии Челябинска – учебная операционная. Заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии Александр Чукичев утверждает: в ней и сейчас можно провести хирургическую операцию, все ее оборудование находится в рабочем состоянии, просто оно старое, в больницах используются уже более современные модели. Раритетный советский микроскоп «Красногвардеец» – местная легенда. О нем говорят: научишься работать на таком, никакое оборудование больше не страшно.

На экране отображается все, что делает хирург. Такое же изображение хирурги видят во время реальных операций на мониторе эндоскопической стойки. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Студентка третьего курса Татьяна проводит малоинвазивную эндоскопическую операцию. Конечно, на тренажере. Им служит прозрачный ящик с небольшими сквозными отверстиями, в которые вставлены специальные датчики. На экран монитора выведено изображение человеческих тканей: в программу загружены данные «воображаемого» пациента. Программа учитывает все действия будущего медика, и рассчитывает реакцию виртуального больного. В случае большого количества ошибок программа сообщает о смерти «пациента». Студентка старается, но пока «хирургическое вмешательство» дается с трудом: нити постоянно расползаются в разные стороны, шов не ложится. Хотя пациент еще дышит.

Студентка третьего курса отрабатывает навыки малоинвазивной операции. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Во время реальных эндоскопических операций хирург тоже смотрит, в основном на монитор, так как делает всего два-три надреза. Картинка на тренажере от того, что видят праикующие врачи, практически не отличается.

«Опыты на трупах уходят в прошлое, – считает Александр Чукичев. – Безусловно, они дают необходимые навыки, ценны, но материал дорого хранить и непонятно, где доставать. Это я в свое время, когда учился много лет назад, мог почти в любой день пойти в морг и попросить, чтоб мне дали тело для отработки навыков».

«Мне импонирует, как решен этот вопрос в Татарстане, – комментирует ученый, – там тела хранят в контрафактной водке, которую получают бесплатно, по договоренности с соответствующими структурами. Я пытался решить эту проблему таким же образом, ведь формалин токсичен, но ничего не получилось. Кроме того, тело в нем все же деформируется, меняется плотность и цвет тканей. А симуляторы практически вечны».

Человеческие органы в формалине — одно из немногих учебных пособий, доступных сегодня студентам-медикам. Фото: АиФ / Полина Седова

Штучный товар

Один из главных недостатков симуляторов – цена. Хорошие аппараты стоят несколько миллионов. Это так называемый «штучный» товар, не для массового использования. Несмотря на большое количество медицинских институтов по всей стране, продавец закладывает в стоимость тот факт, что такие комплексы покупаются не чаще, чем раз в 10 лет.

Позволить тебе хорошее оборудование может далеко не каждый вуз. В Волгограде медицинских тренажеров вообще нет. В Самаре пытаются разрабатывать сами – местные специалисты написали собственную программу «Виртуальный хирург».

«Мы можем взять от реального человека данные и внедрить в систему «Виртуального хирурга». Студент, к примеру, берет анализы реального человека, загружает эти данные в тренажер и сначала тренируется на виртуальной модели, отрабатывает необходимые методики и навыки, чтобы потом использовать их в лечении человека», – поясняют сотрудники.

Самарский ученый Евгений Петров занимается разработкой способов полимерного бальзамирования. Такая методика позволяет сделать биологические препараты практически вечными для использования студентами и преподавателями. Они не имеют запаха, эластичны, долго сохраняют свои качества. Конечно, для того, чтобы их изготовить, всё равно нужен трупный материал, но зато каждый препарат можно использовать тысячи раз. И не только, чтобы «просто посмотреть».

В Кубанском государственном университете работают и с телами животных. «Некоторые органы свиньи идентичны человеческим. А вот на кроликах, например, хорошо проводить офтальмологические операции», – говорят педагоги. С января в вузе начнут работу с минипигами.

Но врачи признают: идеальной замены тканям человека по плотности пока нет. Все изобретения, скорее, от безысходности.

«Для того, чтобы научиться ездить, необязательно сразу садиться на «Феррари», – проводит аналогию доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВолгГМУ, к.м.н., Екатерина Литвина. – Безусловно, возможность работать с трупным материалом для всех студентов, как это было во время СССР, позволяла студентам оттачивать свое мастерство на натуральных тканях, но в современных реалиях мы вынуждены исходить из того, что есть».

«Учитесь сами»

Для того, чтобы в наши дни получить хорошую практику, будущим врачам иногда приходится «уходить в подполье», как это делали средневековые медики: тайком напрашиваться на судебно-медицинские экспертизы, договариваться с работниками моргов. И обязательно подрабатывать в больницах, чтобы наблюдать за реальными операциями и работой опытных врачей.

«Заменить человеческие органы и ткани синтетическими аналогами крайне трудно и зачастую невозможно, – считает студент 5 курса лечебного факультета ВолгГМУ Михаил Золотухин. – В хирургии есть такое понятие как чувство ткани. Это чувство развивается в течение многих лет практики. Поэтому самое лучшее для будущего хирурга – это ассистирование на хирургических операциях. Во время операций есть возможность почувствовать живую ткань в реальной ситуации, ощутить сопротивление тканей».

В Волгоградском медицинском университете пока нет даже тренажеров-симуляторов. Фото из архива ВолгГМУ

Михаил, рассказывает, что частенько дежурит в волгоградских клиниках: «Только так студенты могут получить опыт общения с пациентами и перенять знания от старших коллег-врачей, – уверен юноша. – В хирургических стационарах врачи никогда не отказываются от помощи студента, который может сделать ту работу, которая опытному врачу в тягость, а у студента вызывает непреодолимый восторг. В награду за терпение и трудолюбие, будущие хирурги делают под контролем врачей малые хирургические манипуляции, ассистируют на операциях, выполняют некоторые этапы хирургических операций».

«Кто хочет – тот научится», – говорят студенты. Пока только так. Но многие сотрудники медвузов продолжают надеяться, что процедура получения трупного материала станет немного проще – но для этого нужен более четкий регламент и, что самое сложное, межведомственное взаимодействие: отсутствие противостояния со стороны больниц, судмедэкспертов, местных чиновников. Все это требует вмешательства на самых высоких уровнях. «Все это должно быть оформлено соответствующим постановлением Минздрава, где рядом должны стоять визы всех ведомств, участвующих в данном процессе – иначе даже хороший закон так никогда и не заработает», – говорят сотрудники медицинских вузов.

Что касается Министерства здравоохранения, то там обещают в течение пяти лет обеспечить все вузы качественными симуляторами.

-

aif.ru

Медики, кто как учил анатомию?

Я не на вет. факе, а мед. биохимии учусь. Собственно, тоже завязла, учить очень много. Но конкретно у биохимиков ведет хороший анатом. Что-то запоминаю с пар, что-то учу по учебнику аната + по атласам. Сложно, тяжело. Мы сейчас проходим кости, тобишь, просто учим каждую кость, все вырезки, бугры, бугорки, головки, шейки, отверстия и пр. Тут главное стараться в латынь вникнуть (из самого простого, типо, как медиально и латерально расположенные кости, эпифиз и диафиз кости). Первый курс, как по мне, самый неадекватный.. масса бесполезных предметов, таких как : физкультура, русский язык (ооо да, изучать в 18 мужской, средний и женский роды... крутяк), информатика.. И вот что самое поганое, дык это то, что латынь, которая нам реально нужна, идет всего семестр, а зато физкультура целых 3 года... А так, да, зубрить.. В плане строения главное понимать где это и как называется.. А вот функции, что и как будете проходить постепенно. Но для начала нужно знать строение. В моем случае - человека.

была бы цель -дойдёшь. Смотри на картинки в учебнике и сама себе вопрос про тот или другой орган или кость. Потом ищи. Нашла -радуйся. А вообще анатомию зубрить надо. По другому никак.

А вот это и плохо, что анатомию вам преподают абы как. По ней должны драть и в хвост, и в гриву. Есть у вас анатомичка в вузе? Топайте туда и дергайте преподов за грудки, чтоб показали и рассказали. Исключительно по учебнику анатомию выучить можно только приблизительно, особенно глубокие слои. Учебник, потом "живой" материал. Только так. Если организации никакой, имеет смысл перепоступить в более сильные заведения. Т. к. желание самоподпинываться без контроля со стороны учителя быстро пропадет. Даже в мед. вузе, где контроль на первых курсах ведется довольно строго, сначала знания поступают сумбурно в черепную коробку. Ты пытаешься держать в уме не только новые картинки, термины, но и второй язык. Это тяжело, и не надо расстраиваться, что нет идеального запоминания. Эти знания вышлифовываются по мере учебы в течение нескольких лет. Но для этого надо, чтобы вас кто-то ввел в специальность. Я знаю, как примерно сейчас учат на ветеринаров в.... периферических вузах, так назовем. Это караул. И ваш вопрос это только подтверждает. Если есть возможность, переводитесь в более сильные. Если базу некому заложить, дальше будет хуже.

Нас на анатомии именно драли и в хвост, и в гриву, очень сильная была препод (ну она и сейчас есть, у других уже ведет), спрашивала строго, но и объясняла хорошо, большинство до сих пор помню, главное уловить смысл того, что тебе говорят и стремиться переводить с сухой терминологии на доступный общей массе язык, как будто хочешь эту тему кому-то объяснить, можно даже благодарного слушателя найти, у меня это была собака или не понимающие тему одногруппники, когда кому-то объясняешь - и сам понимаешь легче, и запоминается оно прочнее. Ну и конечно, все хорошо запоминалось, если это все понимать на наглядных пособиях (макеты, плакаты, манекены и т. п.)

touch.otvet.mail.ru

Записки студента-медика: Анатомия

Все оттягивала описание этого предмета, потому что об анатомии можно писать очень много. Именно она была моей любимой дисциплиной, но так же именно ей я посвящала больше всего времени, больше всего заморачивалась.
 Начну, наверное, с самого главного. Уже к первой паре по анату нужно готовиться! Первая тема позвонки. Как я ее начала учить? Открыла учебник, почитала, увидела кучу латинских названий, которые я тогда даже произнести правильно не могла, решила, что этого спрашивать точно не будут, закрыла учебник. Ох, как я ошибалась! Латынь - основа анатомии. Наша преподавательница отказывалась слушать того, кто идеально  знал материал на русском или украинском, но не знал на латыни. Учите все термины и названия сразу на латыни и только связывайте их на родном языке.
 Дисциплина состоит из трех модулей, длится 1,5 года. Первый семестр вы будете учить кости, соединения и мышцы. Вроде не много. Но это только так кажется. По костям вы должны будете знать, как называется на латыни каждый горбок, каждая точечка. Вот увидили вы просто трещинку на кости, но это не просто трещинка, это щель или вырезка, которая имеет свое значение. То же самое, какая-нибудь еле заметная дырочка, это очень важное отверстие, через которое проходит нерв или сосуд. Дольше всего из костей вы будете изучать череп. Думаете, это одна кость? А нет. череп состоит из множества костей, каждая имеет кучу особенностей, обусловленных тем, что рядом проходят артерии или прилежат мозговые оболочки. Соединения не легче. Это всевозможные связки, хрящи, суставы и т.д. С мышцами та же ситуация. Мышц у нас очень много от малюсеньких, до тех, чей размер составляет несколько метров. Вы должны знать их название, начало, крепление и функцию, а так же эмбриогенез (происхождение, развитие).
 Второй семестр. Учим спланхнологию (внутренние органы) и ЦНС (центральную нервную систему: головной и спинной мозг). По органам вы выучите все системы организма: пищеварительную, дыхательную, выделительную, иммунную, эндокринную и женскую, мужскую половые системы органов. Тут вам уже точно понадобятся перчатки. На каждое занятие вам нужно будет знать все особенности определенного органа и указывать их. Органы, как по мне, сами по себе не воняют. Воняет формалин, в котором они хранятся. Даже не так, он просто жутко режет глаза. Незаметно для себя ты начинаешь плакать. Органы хранятся очень классно. Например, в одном ведре может лежать язык и половые органы. Пишу жестко, потому что вам с этим предстоит столкнуться. Если очень мерзко, то в меде вам будет тяжело. Все спрашивают, пойдет ли первый курс в морг? Нет. Труп на кафедре анатомии и так есть и органы по отдельности тоже. Но, если вам прям очень хочется, то студенты-медики могут пойти в морг сами. Не факт, что вас пустят на само вскрытие, но что там, да как покажут. Вскрытие, к стати говоря, я смотрела на ютубе. И так. про органы рассказала, теперь мозг. Его больше всего спрашивают на экзамене. ЦНС система сложная и очень интересная.
 Третий семестр. Будете учить периферическую нервную систему, то есть нервы, и сердце с сосудами. Этот семестр менее сложный, но все такой же интересный.
 Так. Теперь что купить. На анатомию вам понадобятся три раскраски, по одной на каждый модуль. Я уже предупреждала, что хоть это и мед, но вам покажется, что поступили вы в художку, рисовать будете много. Раскрашивать будете все, что учите, цветными карандашами и указывать "детали" того, что вы раскрасили ( там все уже напечатано, нужно только заполнить). Так же на анатомию нужны тесты, по сборнику на каждый модуль. Их можно купить, можно скачать в электронном виде. Их нужно знать наизусть ( 330 на первый модуль и по 600 на второй и третий). Если ты не сдашь в конце семестра тесты, то тебя не допустят к модулю. Сдают их на компьютере. Тетрадь по анатомии - конспекты практически никто из преподов не проверяет, но у нас в группе их писали все, потому что учить нужно нереально много, и в своих записях ты это систематизируешь так, как тебе удобно. Я писала много, но поскольку я пишу очень сокращенно и не на нашем, а только на латыни, то мне хватило тетради на 96 листов. К экзаменам я готовилась в отдельной тетради А4, так мне было удобно.
 Учебник по анатомии. Зав.кафедры анатомии человека - Черкасов В.Г. Поэтому учимся мы все по учебнику Черкасова. Но на кафедре есть много уважаемых профессоров, доцентов, каждый из которых написал свой учебник. Поэтому многие пользуются учебниками Чернокульского, Дюбенка и других. Так же популярностью пользуется атлас по анатомии Синельникова. Это русскоязычное издание, по нему учились в Советском Союзе, там много полезного. Я лично им не пользовалась. Еще есть учебник Сапина, так же русский, но материал там изложен не сложно. Не смотря на все вышеперечисленные источники, на экзамене вас будут спрашивать то, что есть в учебнике Черкасова, и если вы учили не по нему и что-то упустили - ваши проблемы. Как учила я? Я учила по ютубу. Да, я ленивая задница, но когда у тебя очень много пар, в учебнике написано дофига и больше, то посмотреть видео с объяснением темы гораздо легче. На ютубе есть очень много вариантов видео. на них засняты разные преподаватели, разных медицинских вузов. Вы можете выбрать того, кто вам нравится больше всех. Я смотрела многих, но чаще всего - Изранова. Его видео гениальные. там все очень хорошо объясняется на схемах и на органах. Кости я учила с помощью канала Мед.универ. Советую. Этот способ я практиковала с самого начала. Порой я и из Черкасова кое что брала, но в основном конспектировала видео. Что нужно знать об учебниках Черкасова? Их всего три тома. Каждый том окрашен в разный цвет - зеленый, красный и синий. И это не просто так. На экзамене по второму семестру (органы) вас могут спросить, почему именно такие цвета. Вы должны знать ответ. Еще, если модуль у вас будет принимать сам Черкасов, то он очень любит спрашивать про Бэца (Бэц - ученый, который открыл гигантские пирамидные клетки и собрал коллекцию мозгов).
 Простите, что много пишу, но я предупреждала. Кафедра анатомии вообще очень забавная. Всего на ней работают около сорока преподавателей. Все они делятся на 2 группы: те, кому меньше 30 лет, и те, кому больше 50. Наша преподавательница - самая самая самая лучшая!!!!!!! По правилам, каждый семестр преподаватель должен меняться, но мы так любим нашу преподшу, что с боем добились того, что она вела у нас анатомию 2 семестра подряд. Благодаря ей я полюбила анатомию и в принципе учебу в нашем универе. Об этом можно говорить долго...
 Кажется все. Если что, буду писать какие-то дополнения в следующих постах. И еще. Запомните. Анатомка - это кафедра анатомии, анатомичка - это преподша по анатомии!!! Не наоборот. Это важно. Все, мужайтесь, всем успехов

mariaerikovna.blogspot.com

Ответы Mail.ru: как быстро выучить анатомию?

Если вас интересует методики запоминания и заучивания, то вам несколько советов: 1. Если надо учить пошаговое строение органа или системы, постарайтесь представлть себе всё в виде дороги, например. "Пройдитесь" по ней несколько раз и постарайтесь представить себе маршрут. Некоторым помогает. 2. Ели надо зауить много названий, да ещё и в правильном порядке: учите стишки! За вас всё уже даже придумали. Вот например стишок, чтобы запомнить пары основных нервов головы: "Нюхай, зри, глазами двигай, блок тройничный отдводи. Лицо, слух, язык и глотка, понапрасну не блуди, добавляй под языки". Бред, как правило, но заоминается на раз-два. 3. Так же можно придумывать слова. Например расположение различных образований кожи от поверхности во внутрь выражаются словом МиКРоП. Речь об образованиях Мейнера, Краузе, Руффини, Паччини. 4. И последнее: делайте упор на свои сильные стороны! Если у вас лучше развита зрительная память - читай всё сами; фотографическая - больше схем и рисунков, как можно больше; слуховая - попросите кого-нибудь почитать вам или на худой конец читайте вслух на диктофон и воспроизводите запись; и наверное худший вариант - моторная - наберитесь терпения, тетрадей и ручек и переписывайте учебники, переписывайте.. . P.S. Да и будьте готовы к тому, что после быстрого зучения, если не начать учить всё размеренно и дозированно, то анатомия улетучится у вас из головы. Такова память)

Вскрыть пару трупов...

touch.otvet.mail.ru

Медицинский блог врача скорой помощи

Собирался писать про второй курс мединституа , но углубился в анатомию и решил остановиться на этой теме. Я раньше рассказывал про учебу на первом курсе, в том числе про анатомию. Сегодня вы узнаете новые подробности.

Итак, нормальная анатомия (анатомия человека) изучается на лечебном факультете 1.5 года (= 3 семестра) и заканчивается государственным экзаменом в зимнюю сессию 2-го курса. Программа каждого семестра включает по 2 большие темы, которые завершаются зачетным занятием. Осенью на первом курсе учат кости и связки, затем мышцы; весной — внутренние органы, потом — кровеносную и лимфатическую систему.

Весь осенний семестр второго курса посвящен нервной системе: центральной (головной и спинной мозг) и периферической. Кроме того, надо находить время и для повторения пройденного материала. Учебник анатомии может убить студента не только морально (своим объемом), но и физически (если упадет с верхней полки на голову). Еще одна трудность — путаница в анатомических названиях. В человеке много всяких артерий, вен и нервов, так что часть из них издавна имеет похожие названия. Поэтому запомнить всё и не перепутать названия (а также уметь показать на трупе!) довольно сложно. Прибавляем сюда еще мышцы, например, на предплечье человека 19 мышц, названия которых состоят в основном из 4-5 слов. Учитывайте, что учить надо латинские названия, хотя очень желательно знать и русскоязычные.

Учебник анатомии 1974 года под ред. Привеса.
672 с. 17,5 x 26,5 см, уже 8-е издание.
Хорошо видна толщина. Бестселлер всех поколений студентов-медиков 🙂 .

Поэтому словочетание «экзамен по анатомии» вызывает священный ужас даже у первокурсников (сленговое название «государственного экзамена» — слово «гос»). В декабре и январе в «анатомичке» не протолкнуться. Положение несчастных студентов осложняется еще и тем, что каждый из них стремится найти, перебрать, ухватить и подержать пинцетом все возможные сосуды и нервы. Ведь известно, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. В результате разобраться в сосудисто-нервных сплетениях потом сложно даже преподавателям. Но на экзамен кафедра анатомии «бережет» трупы получше, так что там разобраться проще.

На подготовку к госэкзамену по анатомии дается 5-6 дней. Несмотря на относительно большой срок, приходится читать учебник по анатомии как бульварный роман Донцовой, то есть не менее 100 страниц учебника в день. Естественно, ничего выучить уже не получится. В самом лучшем случае удастся все прочитать. Однако практика показывает, что практически у всех остаются какие-то непрочитанные разделы. Да и сам список вопросов к экзамену является брошюрой страниц этак на 20-25. Мой совет: если экзамен по анатомии вам еще предстоит, не откладывайте ничего на сессию. Сессия — только чтобы повторять.

Гос по анатомии сдается комиссии из 3 человек. Хорошее впечатление можно произвести, используя анатомические названия по авторам. В учебниках прежних лет уклон делался на того, кто первый описал данную структуру. Современные же учебники дают в основном общепринятые названия. Например, мне помог лимфоузел Пирогова, а названия синусно-предсердного (Киса-Флека) и предсердно-желудочкого (Ашоффа-Тавары) узлов в сердце следовало бы помнить 6 лет (эти узлы управляют частотой сокращений сердца). Потому что на 4 или 5 курсе профессор кафедры стоматологии (!) на врачебной конференции как-то поднял одного студента и спросил про авторские названия этих узлов, желая этим показать, что мы ничего не знаем. У профессора получилось. После этого мы сидели тихо и не разговаривали между собой.

Вообще, на многих кафедрах есть магические слова, которые волшебным образом действуют на экзаменатора. Упоминание таких слов в ответе значительно увеличивает благосклонность преподавателя. В моем случае это был «узел Пирогова», а на экзаменах по гистологии подобным словом является термин «гликозаминогликаны», означающий, если я не сильно забыл, сложные полисахариды в тканях с примесью белков.

На других факультетах свои нюансы в изучении анатомии. Например, стоматологи, которые учатся 5 лет (все остальные врачи — 6 лет), проходят этот курс по сокращенной программе, но зато учат анатомию головы больше всех. Педиатры уделяют большое внимание возрастным особенностям человека (например, когда появляются ядра окостенения в будущих костях). У нас же такие тонкости практически не спрашивали.

А вообще знания анатомии пригодятся на старших курсах. С середины 3-го по середину 4-го курса изучается топографическая анатомия и оперативная хирургия. Это та же анатомия, что на первом курсе, но под другим углом. На первом курсе учат анатомию по отдельным системам (нормальная анатомия), а на третьем — по частям тела (снаружи внутрь, от слова topos — место).

Кроме нормальной анатомии, есть еще патологическая анатомия. По содержанию этот предмет больше напоминает патологическую гистологию, поскольку изучает структуру поврежденных и больных тканей. Но про «патан» будет в другой раз, в теме про 3-й курс.

Сейчас в январе, когда вы читаете эти строки, у второкурсников идут жаркие деньки. Кто-то уже сдал экзамен (и остальные ему завидуют), кому-то экзамен еще предстоит. Пожелаем им удачи!

Читайте также:

Материал был полезен? Поделитесь ссылкой:

www.happydoctor.ru

Учеба на первом курсе мединститута: и живые позавидуют мертвым.. :)

В интернете нашел интересную статью, написанной врачом о своей учебе в медицинском университете. В свою трудовую бытность я почти год проработал в Башкирском государственном медицинском университете техником связи АТС и видел трудности учебы студентов, будущих врачей.  Оригинал статьи здесь : http://www.happydoctor.ru/

Сегодня, в день Учителя, я решил вспомнить свою учебу на 1-м курсе медицинского университета (БГМУ). Я не зря выбрал такой заголовок. Для всех студентов это самый тяжелый курс, особенно для приезжих. Иногородние студенты полностью меняют обстановку с переездом в другой город, где заботливая мама не сможет покормить завтраком и ужином.

Первый курс очень напоминает школу. Занятия проходят как в школе: письменная работа по пройденному материалу или устный опрос

по журналу, разбор новой темы, лабораторная или самостоятельная работа. Поскольку в группе в медицинских вузах всего по 10-11 человек, успевают спросить всех или почти всех. Отсюда еще одна особенность первого курса — учатся все. Даже будущие бездельники, которые через 3 года начнут открывать книги только перед экзаменом.

Самый важный предмет на первом курсе — анатомия человека. Изучение рассчитано на 1.5 года, потом госэкзамен. Первые два месяца изучают кости и связки, следующие 2 месяца — мышцы. Во втором семестре изучают внутренние органы, кровеносные и лимфатические сосуды, в третьем семестре — нервную систему. В сентябре и октябре на первом курсе мы по вечерам ходили в анатомичку, где под залог студенческого выдавали кости и череп. Первокурсники сидели с атласами по анатомии и пытались найти изученные бугорки, возвышения, отверстия, каналы. А реальные черепа отличаются от картинок в учебнике так же, как фото 2 разных людей. В октябре мы начали проходить крупные суставы и связки, для этого в перчатках (или без) вылавливая в бачке части конечностей (кости со связками) и изучая их. Было немного не по себе. А потом нам начали показывать трупы (без кожи, чтобы были видны мышцы и внутренние органы). Голову трупа обычно прикрывали какой-то тканью. Постепенно мы привыкли и к виду анатомических препаратов, и к запаху формалина (все, что нам показывалось, предварительно подвергали консервации с помощью раствора формалина, поваренной соли и чего-то еше). Так что заразиться чем-либо было нереально.

А на старших курсах мы потом еще долго вспоминали, как у нас были занятия по анатомии в 8-00. Уже в 7-55 (опоздавших обязательно спрашивали по теме) народ торчал возле учебного кабинета с открытыми учебниками, пытаясь успеть прочитать материал по-новому и с ужасом понимая, что в голове каша и ничего не держится... Кто-то стоял, кто-то сидел или ходил, но в коридоре было тихо: читали все. Уже в кабинете, перед приходом преподавателя, все толпились возле трупа или какого-то органа, пытаясь найти на реальном препарате все, что о нем есть в учебнике.

А после первой пары наша группа вздыхала с облегчением: следующее занятие по анатомии только через пару дней. Наваливалась сонливость: увесистые учебники читали до поздней ночи, пока глаза не закрывались. Поскольку память у меня далеко не феноменальная, я старался читать учебник анатомии заранее. Учились у нас по учебнику анатомии под редакцией Привеса (ударение на первый слог) + 3 тома атласа Синельникова (сейчас уже 4 тома), хотя был и учебникСапина (2 тома), еще более сложный. В Привесе было около 500 страниц, если не больше, из которых 350 надо было знать чуть ли не наизусть. Не помню, сколько десятков раз переиздавался этот Привес, но текст отточен был так, что в изучаемых нами разделах «воды» не было. Готовясь к зачету, я, бывало, уже в 15-й раз перечитывал знакомые страницы, с удивлением находя для себя что-то новенькое. Нужно сказать, что в первые 2 месяца я учился все-таки по Сапину, и лишь потом перешел на Привеса. Сапин хорош тем, что в нем возле каждого латинского названия всегда рядом давался русский перевод. Это мне очень помогало на первых порах, когда мы только приступили к изучению латинского языка. Привес же экономил место и давал русский перевод не всегда.

Со второго семестра (с февраля) на первом курсе начиналась гистология (наука о тканях). В принципе, то же самое, что и анатомия, но на микроуровне. На занятии нам выдавали микроскопы, увеличивающие в 8 и в 40 раз. Сначала я ничего не понимал в том, что вижу, но через несколько месяцев начал различать разные клетки и ткани. Гистология изучается в течение года, после чего нужно сдавать госэкзамен в одну сессию с анатомией. Учебник таких же размеров — около 600 страниц, но занятия 1 раз в неделю, поэтому на каждое занятие приходилось читать по 20-30 страниц учебного текста. Плюс разные кафедральные разработки. На гистологии я научился различать размеры: мкм(микрометры) можно увидеть в световом микроскопе, а нм (нанометры) — нет. А до поступления в вуз для меня это были очень абстрактные понятия.

Учебный процесс на младших курсах построен таким образом, что на каждом занятии мы разбираем новую тему и отвечаем по старой. Примерно 2 раза в семестре по основным предметам у нас бывает зачетное занятие (коллоквиум), на котором сдаем несколько пройденных тем сразу (на анатомии, гистологии, все химиях, латинском, биологии и др.). Оценки по зачетным занятиям лежат у экзаменатора на экзамене, поэтому все старались сдать коллоквиумы как можно лучше. Ведь если там тройки, то пятерку уже не жди (мы учились по 5-балльной системе), и наоборот. Каждую неделю у нас получалось по 1 зачетному занятию, к которому начинали готовиться уже на выходных. Ради этого студенты иногда не читали текущую тему по другому предмету, надеясь, что к коллоквиуму все наверстают. Так и учились — от зачета к зачету.

Главное желание у меня на первом курсе было поспать. Мы даже как-то вывели правило: если нечего делать, надо идти спать. Потому что завтра может навалиться столько новых дел, что поспать будет некогда. Приезжая домой на выходные (к счастью, их было 2 дня, а не один), я отсыпался за всю неделю. Мама за меня даже стала бояться, хотела врачам показать (серьезно! Чуть отговорил). На втором курсе учиться стало полегче, попривычнее, «патологическая» сонливость прошла.

Кратко говоря, мы не скучали. Главный вывод, который я сделал на первом курсе, это то, что я могу выучить ВСЁ. Не в том смысле, что я могу обогатить свою память всеми знаниями, созданными человечеством, а в том, что могу разобраться в любом предмете. На первом курсе умнеешь не по дням, а по часам. Только тут предоставляют уникальную возможность за год разобраться:

Теперь я часто пользуюсь своим выводом с первого курса. Например, завел этот блог .

Но вот первый курс заканчивается. До сегодняшних дней помню самый счастливый момент моей учебы: я еду домой в конце июня после сданной сессии. Впереди 2 месяца свободного времени, никаких новых тем, зачетов и экзаменов. Таким счастливым по причине учебы я себя не помню. Все последующие годы учебы и экзамены прошли более привычно, без ярких положительных эмоций. Даже получение диплома не вызвало такой радости. Первый курс не повторяется.

В следующий раз напишу о своей учебе на втором курсе. Поздравляю с праздником всех преподавателей, читающих мой блог.

lenar-huzhin.livejournal.com

Как я семестрил НижГМА: топографическая анатомия и оперативная хирургия

Когда я ещё не поступил в мед. академию, мне была известна фраза: "Сдал топку - можно жениться". Сегодня сдалась мне топографическая анатомия, и... ну фиг знает, больше всё-таки она показалась мне анатомией, нежели хирургией. Собственно оба семестра преподававший мне Сергей Валерьевич Храмов изначально сказал верную вещь о том, что 70% знаний по этому предмету - та же самая нормальная анатомия. Остальные 30% топографические подходы, методы и операции. Так что если вы хорошо знали и учили нормальную анатомию, не составит большого труда хорошо подготовиться к ОХИТА. Большинство людей в нашей группе(и я в том числе) скажет большое спасибо Игорю Николаевичу Большакову - создателю видеолекций по данному предмету, которые смотреть было хотя бы понятно. Другие видеолекции были не так понятны, но я их тоже глядел и плюс читал лекционный курс под редакцией Гетьмана, где в основном были операции и чуть-чуть топографии. Вот, пожалуй, непосредственная подготовка к экзамену в этом у меня и заключалась. Не читал я атласов, не читал Николаевых и Островерховых. Я готовился по ним к занятиям, когда давали вопросы на разбор, но за 2 недели до экзамена у меня их даже на руках не было. Как сдал в библиотеку после цикла, так и не вспомнил про них. Собственно объём информации который нужно вместить в себя к экзамену ОЧЕНЬ большой, нереально выучить всё, это я вам ответственно заявляю. Я старался выучить хорошо какие-то определённые вещи, чтоб если что знать ответ хоть на какой-то вопрос в билете. Помнил основные операции, которым на семинарах уделялось больше внимания. Кстати шёл на экзамен по хорошей традиции с 2 за итоговый тест, на неё не смотрел никто, можете не париться по этому поводу. За практический зачёт имел 4, потому что не так страшно выучить инструменты и швы с узлами, как кажется поначалу. Теория учится намного сложнее. Прейдём к экзамену.
Наверное один из очень немногих экзаменов на которых я чувствовал себя комфортно. Обо всём по порядку: проснулся не дома, собрался, поехал, повыталкивал машину из снега, опоздал на час к началу, поднялся на этаж кафедры, встретил Ларису Ивановну Горбунову, которая была на распределении зачёток. Жестко она прессанула на счёт того, что из 12 группы никто не идёт отвечать и она вообще скоро никого не пустит тогда, нашёл на скорую руку шапочку(потому что внешний вид должен быть строго соблюден) и зашёл в кабинет. Все произошло настолько скоропостижно, что у меня даже ручки с собой не было и пришлось просить всё у той же Ларисы Ивановны. Отдал зачётку, вытянул билет: Билет №53 1) Топография лопаточной области 2)Глубокие межмышечные промежутки шеи 3) Пункция мочевого пузыря и цистостомия. Обстановочка тесноватая, но не напрягающая. В центре аудитории сдвинутые столы, за которыми по кругу сидят студенты и готовятся. По всем краям столы с экзаменаторами, где отвечают. Вполне можно переговариваться шёпотом, вряд ли выйдет списать со шпоры. Расстояние от студента до препода у любого максимум 1-1,5 метра. Фишка экзамена в том, что 1 группа сдаёт экзамен поочереди 1 преподавателю. У нашей 412 группы принимал Геннадий Александрович Буланов. Поначалу я серьёзно очканул, когда присел, потому что отвечать как-никак профессору, а знаю я только 1 вопрос. Начал писать в листке фасции, мышцы, пучки и прочую инфу по лопатке. Насиловал свой мозг по поводу глубоких межмышечных промежутков, но пусто. Операцию я эту тоже не читал, но примерно прикидывал всё время как можно её проводить, ведь по сути все пункции выполняются одинаково, вопрос только в точке прокола и месте оперативного доступа. Пока сидел, шепотом переговорился с замечательной девочкой, сидящей прямо напротив и назвал я её замечательной не просто так, она вдруг решила мне помочь, глядя в мой полупустой листок и начеркала мне как помнила лопаточный артериальный анастомотический круг. Можно сказать "спасательный круг", потому что садясь отвечать, я вполне здраво ответил 1-ый вопрос. Так вот, почему я чувствовал себя комфортно: потому что Геннадий Александрович, хоть и пожилой профессор, но не прессует морально когда отвечаешь. Сидит и реально слушает твой ответ, хочет чтоб и ты и он разобрались в ситуации. Хотя конечно виляет в сторону довольно далеко, потому что начали мы с границ и послойного строения лопатки, а закончили кровообращением межреберных мышц. После этой приятной для нас обоих дискуссии по первому вопросу, переходить к остальным мне не очень хотелось. Посмеявшись над моей теорией, что глубокие мышцы шеи это грудино-подъязычная и 2 иже с ней, мы перешли к операции. Тут мне ничего не оставалось, кроме как применять логику и складывать операцию самому. Вместе с Геннадием Александровичем мы разобрались и с операцией. Послойно проникли в мочевой пузырь, поговорили на счёт того, что вообще такое стома и как её шить. Он спросил "Почему же вы знания свои после НГ праздников расплескали, не донесли до меня целиком?" я ответил тупое "Не знаю, так получилось" Ставя мне "удовл" в зачётку, он сказал фразу, которая меня очень повеселила: "-Старосте вашей передайте, что она замечательный человек! -В смысле? Почему Геннадий Александрович? -Почему? Потому что у вас в группе у всех максимум по 1 пропуску лекции за год! Ни за что не поверю в этот бред! Всё, ступайте молодой человек." Вот так прошёл мой экзамен.
Итоги, итоги, итоги. Типичный студент сдаст, если готовится и готовился в своё время к анатомии.(конечно если не говнобилет или контр-препод, от чего никто не застрахован). Задрот получит хорошо или отлично, потому что не напрягают сильно на эти оценки, чем больше информации сможешь выдать при ответе - тем выша оценка. Если у Цыбусова - нужны чёткие определения, а не вода. У Храмова - практический подход к вещам. По остальным не очень знаю. Хитрожопые друзья, списать оч. трудно, идти с "ухом" вполне реально. 

ihedgehogi.livejournal.com

Как выучить анатомию человека | Хорошие советы

Каждый студент-медик на период своего обучения в университете сталкивается с таким предметом, как анатомия человека. Эта дисциплина будет сопровождать будущего «спасателя» всю его профессиональную карьеру. Но, к сожалению, более 2/3 студентам анатомия дается нелегко, а все потому, что они не всегда выбирают правильную тактику изучения. Многие задаются вопросом: «Как быстро выучить анатомию человека?». Чтобы облегчить эту нелегкую «борьбу» в изучении такого предмета рекомендуем вам ознакомиться с несколькими советами.

Первый источник, из которого студент должен брать информацию, как бы это банально ни звучало, являются лекции преподавателя (см. также Как правильно слушать лекции в университете). Согласимся, что многочасовое написание конспекта никому не приносит удовольствие, но именно эта тетрадь поможет вам легко выучить предмет. Во-первых, преподаватель в своей лекции, как правило, дает ту информацию, которую он потом будет спрашивать. Во-вторых, 3-4 списанных листка конспекта  вмещает в себе такое количество информации, которая в учебниках расписана на 40-50 страницах. Чувствуется разница?

Книга – главный источник черпания знаний. Да, на дворе уже 21-й век, но учебники никто не отменял. Наиболее полезными в изучении этой дисциплины являются атласы анатомии человека (см. также По чем учить анатомию человека). Сегодня их можно найти огромное количество. Позитивным моментом изучения анатомии с помощью атласов является в том, что здесь сконцентрированная только необходимая информация, и как бонус, множество наглядных примеров, которые в дальнейшем помогут запоминать информацию зрительной памятью.

Пальму первенства по черпанию знаний сегодня достается интернету. Сегодня эта глобальная сеть вмещает в себе терабайты различной информации. Не будет преувеличением сказать, что 99% из всех студентов медицинских университетов подготавливаются к анатомии исключительно с помощью Всемирной паутины. Поэтому в библиотеках, сегодня мало кого можно увидеть. Плюсом глобальной сети является то, что всего несколько кликов мышкой, и вы находите массу полезной информации, где она когда-то хранилась в тяжелых и пильных учебниках, которые сейчас покоятся на полках в библиотеке.

И, на десерт, любители навороченных гаджетов сегодня также смогут без проблем изучать анатомию. Речь  пойдет о разнообразных приложениях, которые можно без проблем скачать на свой смартфон. Например, такая всемирно известная компания, как Google, совсем недавно выпустила в свет сервис Google Body Browser, который  без проблем поможет каждому желающему выучить все тонкости человеческого организма и даже использовать виртуальные ножи на 3D-моделях. Особенно легко с такой программой изучать мягкие ткани, поэтому вопрос о том, как быстро выучить анатомию мышц человека, отпадает сам собой.

Из всех выше перечисленных способов идеальный найти тяжело, ведь только с помощью их комбинирования можно очень хорошо выучить не только анатомию, но и любой другой предмет в принципе. Надеемся, что эти небольшие советы помогут вам концентрировать свое внимание на главном, и как вознаграждение за труд сдать эту дисциплину «на отлично».

good-sovets.ru

По чем учить анатомию человека?

Каждому студенту-медику во время своей учебы в университете приходится стыкаться с таким предметом, как анатомия. Но, сразу, же назревают следующие вопросы: «Как выучить анатомию человека?, Какие книги подходят для наиболее результативного, но в то же время легкого и познавательного способа выучить эту дисциплину?». Дабы вы не мучили себя, мы подготовили для вас ТОП-3 наиболее распространенных и легких в понимании книг, которые помогут вам без проблем узнать все тонкости анатомии.

№ 1. АТЛАС АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА (СИНЕЛЬНИКОВ)

Скачать

Это самый первый источник, к которому должен прибегать каждый студент медицинского университета во время ознакомления со строением человеческого тела. Наиболее идеальным вариантом является атлас по анатомии человека за редакцией Синельникова. И, хотя эта книга была издана еще в далеком 1996 году, за информационным накоплением, она нисколько не поступается более «свежим» вариантам. Огромным плюсом этого источника знаний по анатомии является то, что атлас вмещает в себе огромное количество иллюстраций разных частей тела в очень детализированных визуализациях. Кроме того, к каждой картинке прикрепляется детализированные объяснения, которые делают рисунок четким и понятным.

 

 

№ 2. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (ПРИВЕС, ЛЫСЕНКОВ, БУШКОВИЧ)

Скачать

Учебник является одним из самых лучших для изучения анатомии в высших медицинских учебных заведениях. В этой книге также присутствует большое количество изображений, к которым прикрепляются сноски с объяснениями. Отличается этот учебник от других тем, что кроме собственно картинок, имеет в себе много познавательной теоретической информации и наглядные примеры для отличия. Проще говоря,  для тех, кто хочет более глубоко ознакомиться с анатомией человека, этот вариант будет просто идеальным. Единственным недостатком, наверное, учебника являются черно-белые изображения, что не очень корректно для этого предмета.

 

 

№ 3. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В 2 ТОМАХ (САПИН М. Р.)

Скачать — 1 том, 2 том

Это уже более новый и обновленный вариант, по которому можно готовиться к урокам по анатомии. Во многих вузах рекомендуют учиться именно по этому учебнику, так как он, за словами многих преподавателей, дает прекрасную базу. Кроме того, как и в двух предыдущих вариантах, этот учебник также не является исключением, и в нем вы можете увидеть немало иллюстраций с детальным описанием всех структурных частей. Более удобным эта книга является благодаря своим максимально реалистичным цветным изображениям. Единственное, что является затруднительным при изучении анатомии по этому учебнику, это большое количество информации которую должен воспринять наш мозг во время ознакомления с конкретной темой.

 

 

Естественно, что такая масштабная наука, как анатомия человека, не ограничилась всего тремя источниками. Это далеко даже не тысячная часть, из всего того, что сегодня доступно для любого студента. Но судя по многолетнему опыту, именно благодаря им, студенты получали высший бал с этой дисциплины. Так что, дорогие читатели, учим анатомию человека и будет вам счастье!

good-sovets.ru


Смотрите также

 


Copyright © MedPetrova.ru Карта сайта, XML.