Учеба в меде: Ужасы медицинского образования, или как учится врач - Здоровье и спорт
Получив диплом, выпускник меда растерян, некомпетентен, профнепригоден и по сути не умеет ничего.
ЧАСТЬ I. Додипломная.
Пару месяцев назад я написала статью-блог о проблемах украинского здравоохранения. Глазами этого самого здравоохранения. Несколько десятков тысяч человек прочитали ее в сети, конструктивная общественная дискуссия по реформе медицины так толком и не начата, а сама реформа – словно привидение: она то ли есть, то ли ее нет.
Зазвучали даже идеи, прекрасные в своей новизне и радикальности: всех нынешних медиков разогнать и на новых поменять. Создать параллельную, так сказать, структуру – по примеру новенькой милиции.
А вот вы почитайте, например, как учатся врачи. А там – сами посмотрите, кого и как разогнать…
АБИТУРИЕНТ
Поступающий в мединститут вчерашний школьник сдает больше экзаменов (независимых тестов), чем абитуриенты других ВУЗов. Причем учить и сдавать нужно одновременно и язык – и физику с химией-биологией. То есть мозг медицинского абитуриента должен иметь особые технические характеристики: обладать большой оперативной памятью и не быть заточенным под гуманитарный либо технический профиль.
Оплата за обучение по контракту составляет около 17 тыс грн в год. На бюджетное обучение конкурс выше, на контрактное – ниже. Вместе со стипендией выпускник-бюджетник получит обязательное распределение на малопрестижную специальность: в сельскую амбулаторию семейной медицины, например. Вместо желанной урологии или нейрохирургии.
Вступительный проходной балл зависит от конкурса. Конкурс в медвузы непостоянен: резко депрессивный в конце девяностых, он вдруг стал быстро расти в последние годы - в чем, некоторые подозревают, доктора Хауса вина.
СТУДЕНТ
Преподавание базовых, фундаментальных, дисциплин всегда являлось сильной стороной отечественного додипломного медобучения. В украинских медах студентов традиционно великолепно натягивают по анатомиям и биохимиям с гистологиями. Так повелось с олд-скульных еще времен – когда профессора все как один носили пенсне, а слова в их монографиях заканчивались на букву ять…
Также основательно преподаются в отечественных медвузах и клинические дисциплины – пропедевтики и терапии с хирургиями. Правда, в основном, теоретические стороны предметов.
Иностранцы любят учиться на врачей здесь, у нас. Люди с нашими дипломами вливаются в системы здравоохранения разных стран. Студенты из десятков стран мира получают относительно недорогое украинское образование и разлетаются по разным континентам, включая и вожделенный северо-американский (нота бене!). Работать врачом в Америке или Канаде – предел мечтаний студента-медика.
Блоги
Пациент скорее мертв
Виктор Сердюк
В институте учатся по учебникам и атласам.
Стандарты студенческих предметов не имеют принципиальных различий на разных континентах: на всех факультетах мира изучают одинаковую анатомию и фармакологию, и патофизиологии по разные стороны всех океанов - похожи, как две капли воды…
Таким образом, и Питер из какого-нибудь Стокгольмского медицинского факультета, и Петя из киевского Богомольца, к третьему курсу имеют примерно одинаковый комплект знаний и дают примерно одинаковые ответы на примерно одинаковые тесты.
Есть, правда, один вопрос, ответ на который в Стокгольме и Киеве будет звучать по-разному. Если не учиться как следует, как того требуют стандарты ВУЗа – можно ли получить диплом факультета? Ответ для Питера однозначен: нет.
А вот Петя сможет получить диплом.
Во все времена существовала масса способов "решения вопросов" с зачетами и экзаменами - от легкого читинга до приобретения пакета "под ключ", т.е. полностью закрытой сессии. Способы эти, повторю, не сегодня возникли - а существовали еще тогда, когда в институтах командовали парторги с комсоргами.
Ну а сегодня преподавателю - с зарплатой три тысячи - выгоднее не преподавать тому, кто хочет учиться, а поставить зачет тому, кто учиться не хочет. Выгодно не преподавать.
Правда, о покупке "клиентом" целого диплома, честно говоря, слышать не приходилось. Да и кому и зачем он может пригодиться – купленный без учебы врачебный диплом? Что с ним потом делать? Ума не приложу.
Будем справедливыми и отметим, что вышесказанное - все вот это про "покупки сессий" - относилось все же к "докроковой эре" медвузов, то есть к эпохе устных экзаменов. Сейчас серийные тестирования студентов – "Кроки", система модульных тестов, вузовский аналог ВНО – весьма независимы, практически лишены коррупционной составляющей и являются серьезным разворотом в сторону болонской интеграции.
Блоги
Резать по живому
Алексей Башкирцев
…Учиться в меде – сложнее, чем во многих других ВУЗах. Пока будущие юристы, экономисты или социологи весело зависают в новомодных крафтовых кофейнях, не заморачиваясь учебой до самого дедлайна - то есть до сессии или диплома - медицинские студенты учатся круглый год. Они целыми днями колесят по городу, переезжая отнюдь не из кондитерской в пивную – а из больницы в больницу, с кафедры на кафедру. С унылыми лицами, в унылых белых халатах, уныло свисающих из-под курток. Если ты студент меда – в семестре не потусишь, не надейся. Опоздание – отработка. Пропуск – платная отработка и реферат. Серия пропусков – … даже не думай. Именно посещаемость – основа учебного процесса медвуза, а вовсе не качество преподавания или количество знаний. Хотя объемы знаний неизбежно огромны, а их укладка в памяти будущего пользователя многослойна. От курса к курсу знания наматываются на первоначальный школьный стержень и к окончанию института представляют собой… огромный спутанный клубок. Колтун, совершенно не пригодный к употреблению. Окончивший шестилетнее обучение и получивший диплом человек растерян, некомпетентен, профессионально непригоден и по сути не умеет ни-че-го.
А до момента, когда профессия принесет первый дивиденд в виде зарплаты две тыщи грн – остается два или три года. Итак, время пошло.
Вторую часть читайте тут.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!
Предметы в медицинском институте - особенности и нюансы обучения
Каждый год, в мае, для тысяч молодых людей наступает волнительный момент последнего школьного звонка, Дальше, перед вчерашними школьниками открывается много дорог и какую выбрать — зависит только от них. Приходит время воплощать в жизнь детские мечты — стать моряком, космонавтом, пожарником, учителем или кем-то еще. Есть и особая категория будущих абитуриентов, которые выбирают одну из самых благородных профессий — врача. Решив связать свою жизнь с медициной, нужно четко осознавать степень ответственности, которая ляжет на плечи будущего доктора. Здесь надо приложить максимум усилий в процессе обучения, чтобы в будущем, ставить четкий диагноз и правильно лечить людей.
Поступаем в мед — какие экзамены сдавать
К поступлению в медицинский вуз необходимо готовиться серьезно и задолго до школьного выпускного. Будущему абитуриенту понадобятся глубокие знания по предметам, которые будут профилирующими – это химия и биология. Их желательно включить в ЕГЭ, наряду с обязательным русским языком.
К сожалению, в рамках школьной программы не предусмотрено углубленное изучение этих предметов, их преподают на общем уровне. Поэтому, необходимо заниматься дополнительно или самостоятельно, можно брать уроки у репетиторов. В любом случае, чтобы успешно сдать ЕГЭ, надо много работать в рамках школьной программы, как минимум, последние два школьных года, а также непосредственно с тестами.
Предметы в медицинском институте
В вуз поступают на основании результатов ЕГЭ, хотя некоторые учебные заведения могут вводить свои дополнительные испытания в форме экзаменов, тестов или собеседования. После вступительной кампании начинается первый семестр. Студентов ждет шесть лет напряженной и интересной учебы. Учебный год разбит на семестры, во время которых происходит освоение теоретических и практических основ лечебного дела. Каждый семестр заканчивается экзаменационной сессией по профильным дисциплинам.
Обучение на 1-2 курсе
Первые три курса считаются самыми сложными по загруженности и интенсивности. Предметы в медицинском институте, которе предстоит изучить будущим врачам включают в себя: гистологию, анатомию, медицинскую биологию, паразитологию, основы психологии. Не остаются без внимания английский и латинские языки, химия и даже физика. При добросовестном изучении школьной программы, на первом этапе проблем возникать не должно.
Отдельно стоит упомянуть о том факте, что, хотя первокурсники — это еще не полноценные доктора, дресс-код медицинского образовательного учреждения требует ношение традиционной врачебной одежды (белый халат и шапочка). Начиная с третьего курса, студенты должны иметь при себе еще и фонендоскоп.
Главный предмет первого курса медицинского вуза — это анатомия. Студенты последовательно изучают строение костного скелета человека, связки, мышцы, внутренние органы, кровеносную, лимфатическую и нервные системы. Первокурсникам позволено бывать в анатомической комнате, в которой можно наглядно изучить особенности строения органов человека.
Важным предметом считается и гистология. Наука, изучающая строение организма на самом мельчайшем, клеточном уровне. Процесс обучения предполагает работу с заранее заготовленными микропрепаратами, микроскопом и специальными альбомами (гистологическими атласами).
Лекции в медицинском вузе
На певом курсе будущие специалисты
научатся хорошо разбираться в особенностях строения человеческого организма в целом и его внутренних органов,
выучат строение, функционирование и развитие тканей живых организмов (гистология),
смогут подробно описывать живые существа и их взаимодействия с природной средой,
изучат все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле (курс биологии).
Еще прийдется выучить и хорошо понимать, ранее неизвестный, латинский язык.
Период адаптации завершается вместе с первым годом обучения и на втором курсе продолжается освоение уже знакомых дисциплин, к ним добавляется микробиология (наука, предметом изучения которой являются микроскопические существа, называемые микроорганизмами), нормальная физиология и другие предметы. В том же режиме сдаются промежуточные тесты и экзамены. Кроме того, студенты второго курса проходят производственную практику в качестве помощников младшего медицинского персонала.
Обучение на 3-5 курсах
Третий курс по навыкам и интенсивности может сравниться с первым. Он важен для обучения и будущей врачебной практики. Начинается изучение патологической анатомии и физиологии, которая помогает понять механизмы протекания заболеваний. Эти предметы считаются довольно сложными в программе подготовки будущих врачей
Новыми предметами для студентов-медиков становятся пропедевтика внутренних болезней и общая гигиена.
Пропедевтика, подразумевает под собой изучение методов обследования пациентов. От физических (выслушивание, выстукивание, пальпация), до инструментального способа обследования (различного рода анализы). В рамках предмета изучаются основы ЭКГ (кардиограммы — методики регистрации и исследование электрических полей, образующихся при работе сердца).
Общая гигиена дает знания о влиянии факторов окружающей среды на человека. Разрабатывает способы уменьшения ее негативного влияния, методы исследования, профилактические мероприятия, разрабатываются нормативные документы и требования по этой теме.
Лабораторные исследовани — важное звено в процессе обучения
Одним из главных предметов на этом этапе обучения становится – фармакология. Громадный раздел медицинских знаний, который изучает лекарственные средства и их влияние на организм.
Фармакология — множество субдисциплин, имеющих свой особый предмет и методы изучения (клиническая фармакология, токсикология, нанофармакология и др.).
Производственная практика у студентов проходит уже в качестве младшего медицинского персонала. Они выполняют те же манипуляции, которые входят в обязанности медсестры:
делают внутримышечные и внутривенные инъекции;
берут забор крови для дальнейших исследований;
помогают практикующим врачам и др.
В медицинском университете есть возможности дополнительного развития — это разные кружки и факультативы, посещение которых, в будущем, поможет определиться с дальнейшей специализацией.
Выбор специализации
Специализация подразумевает под собой выбор конкретной области медицины, с которой и будет связана будущая врачебная практика. Будет ли он неврологом, кардиологом или педиатром зависит от него самого.
Во время обучения в медицинском институте студентами изучается около шестидесяти специальных и общих предметов среди которых:
Анатомия;
Фармакология;
Гигиена;
Хирургия;
Судебная медицина;
История медицины;
Основы права;
Общественное здоровье и здравоохранение;
Психология и др.
Обучение на 6 курсе
Учеба в медицинском
На заключительном, шестом курсе студенты проходят обучение в субординатуре, где, в соответствие с выбранной специализацией, получают более глубокие узкопрофильные знания по основным направлениям:
Внутренние болезни;
Хирургические заболевания;
Акушерство и гинекология;
Педиатрия:
Инфекционные заболевания;
Анестезиология;
Онкология;
Эндокринология;
Урология;
Радиационная медицина;
Медицинская реабилитация.
Сдача государственных экзаменов
Завершающим этапом шести лет напряженной работы, освоения новых знаний и новых открытий, является сдача государственного экзамена. Его главной целью является определиние профессиональной готовности будущего врача, его уровень подготовки и способность к самостоятельному принятию ответственных решений.
Государственный экзамен в медицинском вузе состоит из нескольких этапов.
Тестовый этап
Экзамен принимается в виде традиционных тестовых заданий с несколькими вариантами ответов.
Практический этап
Рабочий процесс обучения
Будущему врачу назначают пациента. Задача состоит в правильной постановке диагноза. Специальная комиссия следит за ходом ее выполнения. В итоге — необходимо огласить окончательный диагноз и обосновать его, а также назначить лечение.
Завершающий этап – собеседование
Задача ставится такая же, как на втором этапе экзаменов. Только здесь надо поставить диагноз на основе специально разработанных ситуационных задач.
В каждом билете три первых задания: по терапии, акушерству и хирургии.
Четвертый вопрос в билете – это расшифровка предлагаемого анализа.
Пятый – порядок оказания неотложной первой помощи при состояниях человека, когда существует угроза жизни и здоровью.
Традиционной торжественной частью, после успешной сдачи экзаменов, является принесение врачебной клятвы Гиппократа, суть которой заключается в обещании не навредить будущим пациентам, а человеческую жизнь ставить превыше всего.
Классическая дипломная работа, как в остальных учебных заведениях, студентами-медиками не выполняется. При условии успешной сдачи заключительных экзаменов, выдается документ об окончании обучения с указанием специальности.
Об особенностях обучения на первом курсе медицинского вуза вы узнаете из видео.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Это дурная, неблагодарная, жизнерадостная профессия › Статьи и новости › ДокторПитер.ру
Отдать ребенка в медицинский вуз мечтают миллионы российских родителей. В этом году это направление стало самым популярным среди абитуриентов. Но понимают ли вчерашние школьники, что ожидает их в случае успешного прохождения вступительных экзаменов? Нет - уверены те, кто уже отучился в медицинских вузах не один год. Большинство абитуриентов не готово к сложнейшей учебе, к крови, уколам, вскрытиям. Как понять, стоит ли идти в медицинский институт и как к нему подготовиться выяснил «Доктор Питер».
Согласно недавнему опросу сервиса по поиску работы Superjob, в 2019 году IT и медицина стали самыми популярными направлениями у поступающих в колледжи и вузы. Так, каждый шестой родитель выпускника сообщил, что его ребенок решил стать врачом. Ни для кого не секрет, что это одна из самых сложных профессий - напряженная учеба длиною в 6 лет, небольшие зарплаты, не всегда приятные пациенты, а также огромная ответственность за чужую жизнь и здоровье. «Доктор Питер» выяснил у студентов-медиков, жалеют ли они о своем выборе вуза и профессии, а также к чему нужно готовиться поступающим.
Виктория, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
- Я 3 года учусь в СПбГПМУ, специальность - педиатрия. Пока я не пожалела ни разу, потому что медицина - очень многогранная наука, где можно подобрать сферу деятельности под любые запросы. Я рада, что когда-то решила стать педиатром - это жизнерадостная профессия, да и к детям испытываешь больше чувства сострадания. Но иногда бывает очень тяжело из-за огромного объема знаний.
Конечно, у моего ВУЗа есть свои недостатки: например, преподавательский состав одной кафедры может состоять из очень разных преподавателей - от светил науки до молодых и не очень опытных. Плохая инфраструктура - между занятиями даже негде посидеть, чтобы что-то поучить. Но думаю, что во всех медицинских университетах России похожая ситуация, я своим горжусь.
Абитуриентам настоятельно советую проверить, готовы ли они к выбранной работе. Для этого можно пару дней походить по больницам, посмотреть обстановку, обязательно съездить в ВУЗ, в который хотите поступить, да и просто почитать в интернете статьи о врачах, больницах и громких уголовных и административных делах.
Евгения, Первый МГМУ им. Сеченова (Москва)
- Я учусь в Первом МГМУ имени Сеченова на специальности «лечебное дело». В целом я не жалею, что выбрала эту сферу, но иногда меня сильно расстраивает, что в процессе обучения нет креативности, поэтому он сильно отличается от распространённых моделей в других университетах. Может быть, я немного жалею, что выбрала свой университет, но, с другой стороны, у меня не было большого выбора - мои родители требовали поступления только сюда, хотя я проходила по баллам и во все остальные медицинские вузы Москвы.
Проблема в том, что мой универ не бог весть как хорош в организации, любит менять правила посреди учебного года. Также нам сократили количество часов, но оставили прежним объем материала. Я не говорю, что он плох, но очень часто вызывает раздражение. Например, между экзаменами должно быть три дня минимум, но в эту сессию у нас их всего два. А, ещё и практика так себе, в том же РУДН она гораздо лучше, пускай университет и не специализируется на медицине.
Абитуриентам я могу посоветовать не бояться ждать второй волны, в том году у нас проходной балл на ней был 269. Советую писать вступительные на педиатрию и стоматологию, потому что проходные туда ниже, а вступительные позволяют занять лучшее место в рейтинге. Собирать олимпиады - мой университет проводит по химии и биологии, и они несложные, просто для подготовки нужно использовать университетские учебники за первый курс по предмету.
Екатерина, Северо-западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова
- Я проучилась на медико-профилактическом факультете 2,5 года, а потом ушла оттуда по семейным обстоятельствам - нужно было ухаживать за больным родственником. За это время я успела разочароваться и в профессии, и в учебе: слишком много «грязи» для такой домашней девочки, выросшей как цветочек. Грязи в деньгах (я имею в виду и взятки за экзамены, и богатеньких мажоров), в людях с которыми общаешься, и в «утках». Кроме того, нет никакой последовательности в обучении - тебе не дают информацию по чуть-чуть, а разом вываливают все, а дальше делай, что хочешь!
Поступающим могу дать несколько советов: во-первых, нужно сильно (очень сильно!) подумать, хотите ли вы быть врачом. Во-вторых, если вы не можете делать несколько дел одновременно, то однозначно лучше выбрать другой профиль. В-третьих, вам нужно очень любить людей, причем всех! Несмотря на то, что главные предметы для поступления - это химия и биология, обязательно учить физику. И, конечно, нужно на годы забыть о личной жизни и приготовиться жить в универе.
Поступить можно двумя способами: зубрить или платить. И этот выбор надо делать до получения диплома - на каждой сессии.
Анастасия, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
- Я перехожу на третий курс по специальности лечебное дело. Сейчас я не жалею, что выбрала именно эту сферу и этот университет. Но в конце каждого семестра у меня были периоды острого отчаяния, когда я проклинала все: и сам университет с его системой оценивания, отношением к студентам. Например, у меня произошла очень обидная ситуация: из-за незначительного долга меня лишили стипендии, при том, что я нормально сдала все экзамены. Тогда я ненавидела эту дурную и неблагодарную профессию. Были моменты, когда я хотела все бросить и уйти в другую сферу, но сейчас, оценивая все трезво, я понимаю, что я на своем месте. Мне интересно изучать медицину, если у школьника есть этот интерес, то поступление в медицинский ошибкой не будет.
Мой университет очень жесткий, это признают все. Это нужно учитывать при поступлении, потому что когда я туда шла, я не совсем понимала, где я окажусь. Я почти случайно поступила - меня взяли благодаря олимпиаде. Очень много народа бежит из универа, особенно на первых и вторых курсах - люди реально не выдерживают. Но я не считаю, что сильные нагрузки - это очень плохо. Я сама без пинка и нажима не смогу столько учить. Но нужно понимать, что от твоих знаний и действий будет зависеть жизнь человека. Даже лабораторная ошибка может стоить кому-то седых волос. Если универ не дерет три шкуры, то скорее всего, ты не будешь готов к реальной работе.
Иногда очень тяжело выдерживать такую нагрузку, особенно на втором-третьем курсе, когда кончаются предметы вроде экономики, философии, истории медицины и начинаются сугубо клинические предметы. Многие начинают выть уже на первом курсе, изучая анатомию и гистологию, а второй и третий курс просто их добивает. Поэтому абитуриенты должны четко понять, насколько они стрессоустойчивы. Еще рекомендую разобраться, насколько им интересен человеческий организм, хотят ли они его дотошно изучать, усваивать тонны информации. Еще один совет для тех, кто уже поступил - не переживайте и не считайте себя глупыми. Все знания, которые вы начнете получать уже на первом году обучения, невозможно сразу уложить в голове. К концу третьего курса студент поймет, насколько он умный и как здорово, когда в голове выстраиваются взаимосвязи.
Софья, Медицинский колледж №2 Санкт-Петербурга
- Я пошла учиться в медколледж в 37 лет. Не жалею, что выбрала медицину, жалею только о том, что не получилось получить образование в юности. Абитуриентам очень советую общаться на тематических форумах - их в сети очень много. Там можно поговорить и со студентами, и с преподавателями. Если у вас много свободного времени и сомнений, советую поработать в больнице санитаркой, так вы поймете, ваше это или нет. На экзамен лучше приходить в классической одежде, без яркого макияжа и маникюра, — некоторые преподавательницы очень консервативны, и могут к вам плохо отнестись из-за внешнего вида.
Как эффективно обучаться в медицинском университете
Автор проекта “Медач” студентка МГМСУ Анастасия Нисимова рассказала, как наиболее эффективно работать с материалом, который преподают в медицинском университете.
Почему просто сидеть целыми днями за книгами не помогает?
Наша память работает так, что информация, полученная за весь день от различных анализаторов, суммируется во время сна. Процесс консолидации происходит во время фазы медленного сна и преобразует соответствующие связи между нейронами для внедрения в долгосрочную память. Очевидный вывод: спать нужно. Неочевидный вывод: лучше повторять уже выученную информацию перед сном.
Исследователи пришли к выводу, что наиболее эффективны «дозированные» часовые занятия с 10-минутными перерывами между ними. Важно не только учить с временными интервалами, но и уметь отдыхать после. А регулярные физические упражнения минимум дважды в неделю позволяют улучшить память и мышление. А вот менять диету или принимать лекарственные средства для улучшения когнитивных способностей не рекомендуется, так как нет специализированных препаратов, одобренных FDA.
Для начала я перечислю основные способы обучения, а ниже мы рассмотрим каждый из них в отдельности на предмет их состоятельности:
Флеш-карточки
Mind map
Мнемоника
Самообъяснение и объяснение другому
Изображения
Резюмирование
Выделение маркером
Ответы на вопросы, в т. ч. составление вопросов
Тестирование, в т. ч. составление тестов
Перечитывание
Практика
Флеш-карточки
Это — один из базовых способов помочь на ранних этапах обучения в меде, особенно в сложных дисциплинах, таких как анатомия и физиология, медицинская терминология или латынь, где есть много новых слов и терминов для запоминания.
Карточки могут быть аналоговыми (написанными от руки) и электронными. Карточка устроена предельно просто: с одной стороны — вопрос, термин или картинка, с другой — ответ, перевод, пояснение. Если карточка электронная, то «оборотная сторона» появляется при нажатии. Если они аналоговые, то их подшивают в тематическую стопку, если электронные, то они создаются внутри темы. Просматривая подборку вопросом к себе, нужно мысленно ответить на вопрос, затем проверить правильность ответа и перейти к следующей.
Суть метода в том, чтобы создать карточки, а затем повторять их согласно категориям. Выдели для себя три основные: простые, средней сложности и очень сложные. Легкие, которые можно повторять не так часто, средней сложности и очень сложные, которые вызывают затруднения, их надо повторять чаще. Это как игра: нужно перевести все карточки в категорию «легко», что означает, что ты с легкостью можешь воспроизвести ее содержание.
Существуют полезные программы для ПК и смартфонов, такие как Anki, Memorylifter, Quizlet и StudyBlue. Они позволяют создавать собственные карточки, импортировать списки слов из файлов, использовать карточки других людей, экспортировать или распечатывать флеш-карточки. Несколько сайтов могут автоматически создавать несколько тем, можно выбрать стиль оформления. Одним из примеров гибкости онлайн-систем является то, что ты можешь просматривать карточки по-разному, т. е. термин и определение, только термин или только определение.
Рисунок 1. | Quizlet отображение карточек а) только значение, б) только название, в) просмотр всего модуля с карточками, где видно и значение, и название.
Mind map
Два брата, Тони и Барри Бьюзен, вместе разработали данную методику. Она подробно описана в их книге «Супермышление». Если коротко, то в центре листа изображается главная тема параграфа, а от нее отходят подтемы, от них другая информация и т. д. Получается изображение такого дерева. Или группы нейронов, где в центре — главная информация, а от нее «лучами» отходят дополнительные сведения.
Важно соблюдать несколько правил:
минимум текста, не нужно переписывать весь параграф;
если что-то можно нарисовать, а не написать, то рисуй;
больше цвета, не жалей маркеров и цветных ручек.
Ты спросишь меня: «Это так сложно, проще написать конспект, зачем заморачиваться?». И будешь не прав. Это делается гораздо быстрее, чем конспект, а значит, экономит драгоценное для тебя время. Интеллект-карты работают с твоими ассоциациями и визуализируют информацию, что позволяет легче и быстрее ее запоминать. Не обязательно обладать высокохудожественными навыками, ведь это твои заметки, им не на выставке висеть. Карта должна нести максимум информации для тебя, быть функциональна для повторения материала и доставлять удовольствие в процессе создания. Универсальный способ для изучения любого предмета.
Рисунок 2. | Mind map по патологиям иммунитета.
Мнемоника
Довольно популярный способ среди студентов. Учить анатомию по стихам, запоминать фармакологию при помощи смешных ассоциаций. Например: Как запомнить «пронация» и «супинация»? Суп несу (ладонь вверх, супинация) суп пролью (ладонь вниз, пронация).
Или кости запястья:
«На ладье (ладьевидная) при луне (полулунная)
Трое (трехгранная) ели горох (гороховидная)
И снимали с крючка (крючковидная) рыбьи головы (головчатая)
А потом сложили трапециевидную (трапециевидная) трапецию (трапеция)».
Все бы хорошо, но важно помнить, что не все картиночки из интернета с мнемоникой — истина в последней инстанции. Важно усвоить, что любую информацию, которая поступает в твой мозг, нужно подвергнуть беспристрастной оценке.
Рисунок 3. | Пример «хорошей» мнемоники.Рисунок 4. | Пример «плохой» мнемоники.
«Плакса» нуждается в отдельном разборе.
Для выведения аллергена петлевой диуретик (лазикс) не нужен.
Ангионевротический отек проявляется отеком шеи и гортани. Бета-2 агонисты (сальбутамол) действуют на бронхи, но не на гортань.
Гемостатик (аминокапроновая кислота) в данном случае для профилактики тромбообразования не применяется. Он показан для использования в качестве прямого ингибитора С1-эстеразы — активатора системы комплемента, — которая при активации приводит к накоплению медиаторов воспаления, вызывающих отек.
Объяснение
Объяснять можно как себе, так и другим. Умение воспроизвести материал и просто его прослушать — не одно и то же. Суть в том, что объяснение «вскрывает» пробелы в уже изученном, что помогает новой информации лучше интегрироваться в уже имеющуюся систему знаний. Выбери любую тему и, не подглядывая никуда, начни объяснять ее себе. Рисуй схемы в процессе объяснения, делай таблицы, представь, что ты преподаватель. Точно так же можно объяснить другому. Разница в том, что для этого придется подготовиться чуть лучше, чтобы было не так стыдно, если ты что-то забудешь. Если ты можешь доступно объяснить материал не разбирающемуся в теме человеку, то ты не только его выучил, но и понял.
Подходит не для всех дисциплин. Лучше всего объясняются логические цепочки, что логично. Мозг обожает алгоритмы. А значит, этот способ можно приспособить для физиологии, патофизиологии, фармакологии и других «логичных» наук. Также подходит для объяснения выбора терапии в зависимости от анатомии. Например: при тонкокишечной механической непроходимости резекцию кишки проводят и сверху, и снизу некротического участка, т. е. удаляют на вид еще здоровые кишки, поскольку там уже начинается некроз из-за кровоизлияний.
Изображения
В эту категорию попадают пресловутые альбомы-раскраски по гистологии. Ученые установили связь между лучшим запоминанием и использованием цветных изображений. Возможно, цвет значительно влияет на процесс запоминания. Поэтому не стоит отдавать соседке, чтоб та нарисовала за тебя этот альбом. Лучше сядь и вдумчиво нарисуй все, что требуется, заодно разберешься в строении препарата. Также проводилось исследование, которое показало, что срисовывание изображений из атласа помогает в изучении анатомии и облегчает запоминание. Важно не только рисовать и раскрашивать, но и уделять внимание всем изображениям в учебниках и атласах, так как это активизирует зрительную память, которая очень «вместительна».
Рисунок 5. | Рисунки с обозначениями для изучения анатомии человека.
Резюмирование
Не самый удачный способ, как считают ученые[4]. Ввиду особенностей нашего мозга, который часто подвержен ошибкам мышления, некоторая важная информация может быть утеряна. После прочтения текста вычленяется самое важное и записывается на листок. Конспект от резюмирования отличается тем, что последний более емкий и краткий, с меньшим количеством деталей. Обычно резюме значительно меньше исходного текста и занимает пару абзацев. Минус в том, что все детали повествования опускаются в пользу краткого и емкого текста. Однозначно не подходит для точных наук, где могут быть длинные повествования, а потеря хотя бы одного звена нарушает их ход. Для истории и философии сгодится.
Маркер + конспект
«Дословное переписывание учебника — не самый эффективный способ что-то запомнить. С материалом нужно учиться работать: выделять суть, строить логические связи, записывать возникшие вопросы по материалу. Многие учебники часто грешат большим количеством “воды”, поэтому конспект — это твой «сухой остаток», что раскрывает тему, но не перегружает ее лишними деталями.» Вообще, конспект лучше начать писать уже после того, как ты прочитал тему, чтобы не отвлекаться от текста и не упустить важные детали. Сначала прочесть, а потом составить конспект позволит куда лучше и полнее усвоить материал. В противном случае может случиться, что конспект превратится в набор логически несвязанных предложений.
Как мы уже поняли, цвет решает, а значит, надо добавить в конспекты больше цвета. Проблема в том, что красивые конспекты, как с картинок, пишутся долго, уходит много времени. Но любой конспект можно сделать чуть лучше при помощи всего лишь одного маркера, которым выделяют основную суть и определения, что значительно облегчает «ориентирование» в написанном. Такая работа не занимает много времени, но это значительно способствует запоминанию.
Рисунок 6. | Конспект с цветовыми акцентами.
Вопросы
Вопросы можно задавать преподавателю после прочтения темы, если что-то осталось непонятным. А можно учиться при помощи вопросов. Как часто ты пропускаешь в параграфе на последней странице список вопросов? Они там не для того, чтобы было больше страниц в учебнике, а чтобы ты тут же воспользовался полученными знаниями, отвечая на них. Это активирует процесс вспоминания, который в дальнейшем облегчит доступ к ранее полученной информации. Чем активнее используется информация, тем легче ее вспомнить. Нет списка вопросов в конце главы? Попробуй составить их сам. Потренируйтесь с другом, задавайте друг другу свои вопросы. Таким образом ты увидишь, что не доучил, до зачета, и сможешь лучше подготовиться. Прочитай тему в первый раз, затем возьми листок и попробуй задать к каждому абзацу вопросы. Сформулируй вопросы, чтобы лучше запомнить термины. Попробуй ответить на них сам. Если вопрос тебе кажется слишком расплывчатым — перефразируй его, чтобы он был по существу. При желании применимо к любому предмету.
Тесты
То же самое активное использование материала. Прочел тему, выучил все термины, проходи тест. Не имеет смысла делать наоборот. Тест ты сдашь, а материал не усвоится. Гораздо проще сначала прочитать тему, потом решать тесты. Бессмысленно зазубривать ответы еще и потому, что многие предметы изучаются для того, чтобы на их основе «строились» новые знания. Это как строительство дома: без фундамента стены и крыша не выстоят и обрушатся.
Тесты можно искать в интернете, есть множество платформ, книг и методичек с тестами почти на любую тему. Можно договориться с другом составлять тесты самим друг для друга, а потом обмениваться ими и решать. Поможет в случае, если тестов на заданную тему по каким-то причинам не оказалось в интернете. Универсальный способ для любого предмета.
Перечитывание
Не самый эффективный с точки зрения когнитивистики способ обучения. Проблема в том, что прочитанный однажды материал уже воспринимается как знакомый, а значит, не требующий такого внимания, как новый. Формируется иллюзия знания. И это становится большой проблемой для только что поступивших первокурсников, которым нужно выучить 100 страниц атласа на следующую неделю к опросу. Пока ты не начнешь правильно работать с полученной информацией, у тебя будут проблемы с обучением. Используй более эффективные методики запоминания.
Этот способ одинаково плох как для точных наук, так и для «не очень нужных» предметов. Если тебе сложно расстаться с этой привычкой, то модифицируй перечитывание. Сочетай его с объяснением другу, который не учится в меде.
Практика
Квинтэссенция твоей учебы. Задали точки аускультации? Потренируйся на ком-то их находить и выслушивать. Изучить виды швов? Бери кусок курицы, шовный материал и учись накладывать швы. Никогда не отлынивай от возможности попрактиковаться. Не думай, что у тебя с первого раза получится. Все моторные навыки требуют тренировки, причем регулярной. Чем больше ты тренируешься, тем лучше у тебя будет получаться. Подходит, как ты понимаешь, для предметов с практической составляющей.
Дополнительная литература
Важно не замыкаться на одном учебнике. Да, я понимаю, как это сложно, когда такой большой объем, а нужно прочитать несколько источников. Но это помогает изучить тему с разных сторон, увидеть возможные проблемы и пробелы в изложении материала в одном источнике. Никогда не стоит ограничиваться лишь одним ресурсом. Автор всегда может упустить какие-то детали, о чем-то не знать. А на коллоквиуме тебя могут спросить то, чего в одном источнике не было. И оправдание: «Этого не было в книге!», — не прокатит. Для этого и нужно использовать несколько ресурсов.
Исключительно важна роль литературы на английском языке. На нем написано большинство исследований, которые тебе предстоит изучить, если хочешь не отставать от мирового сообщества. Получай информацию из разных источников и учись отсеивать некачественные. К сожалению, в начале обучения не всегда удается отличить найденную в интернете правдивую информацию от местами некорректной или откровенно ложной. Доверяй проверенным источникам. Как не заблудиться в джунглях медицинского интернета и не попасть в хитрые ловушки невежества можно узнать тут.
Заключение
Я вижу, ты объят смятеньем. Тебя потряс сей текст, не понятый тобой. Теперь нам надобно проститься. Увидишь ты немало душ, одна другой славней, которые в надежде приобщиться к избранным, падут под тяжестью сего креста. И ты услышишь вопли исступленных душ, молящих о зачетах. Читатель, верь, в конце пути достигнешь лучшей из отрад: познаешь ты искусство врачевать. Живи же каждый новый день, как первый, вслед за познанием еще сильней алкая. Пока ты не ступил в чертоги леса, вглядись, какой обширный мир, и полон новых тайн он.
Стоит ли поступать в медицинский вуз и учиться на врача?
В старших классах школьники задумываются о выборе профессии и месте обучения. Многие старшеклассники хотят поступать в медицинские ВУЗы и быть докторами, однако находятся люди (и чаще всего это родители и кто-то из близких), кто не одобряет такой выбор и всячески отговаривает поступать на врача.
Учёба в медицинском
В России достаточно много медицинских ВУЗов, практически в каждом крупном городе есть одно или несколько данных образовательных учреждений. В мед. университетах учатся будущие доктора, педиатры и стоматологи, иногда в заведениях открыты такие специальности как “Клиническая психология”, “Фармацевтика”, “Сестринское дело” (на базе среднего образования).
Для поступления в медицинский ВУЗ необходимо сдать экзамены (ЕГЭ) по следующим предметам:
Биология.
Химия (или физика, на выбор ВУЗа).
Математика.
Конкурс в медицинские ВУЗы очень большой, поэтому со средним баллом ЕГЭ ниже 180-200 поступить на бюджет вряд ли получится. Хотя как показывается практика, есть такие студенты, которые поступают учиться на бюджетные места с баллом в 150-180 баллов.
Обучение в медицинском университете длится 6 лет. За это время студент изучает анатомию, гистологию, патофизиологию, фармакологию, более узкие дисциплины (кардиологию, гинекологию, хирургию, неврологию и др.). Количество предметов в мед. институте огромное, ведь будущий врач, независимо от специализации, должен разбираться во всех разделах медицины.
После 6 лет обучения студент становится врачом общей практики, то есть после этого он может устроиться работать в поликлинику и работать участковым терапевтом или педиатром. Но большинство выпускников идут учиться дальше — в интернатуру или ординатуру по выбранной специальности. Для поступления туда тоже требуется сдать специальные экзамены. Обучение в интернатуре и ординатуре может быть бесплатным, а может быть платным.
Стать настоящим врачом студент может только через 8-10 лет обучения, пройдя целиком все ступени высшего медицинского образования.
Какую пользу принесёт обучение на врача
Среди достоинств высшего медицинского образования можно выделить:
Студент сможет узнать абсолютно всё о человеческом организме. Он будет знать, где и какая кость расположена, в каком месте находится тот или иной орган — для некоторых людей это знание нелишнее.
Многие заболевания можно будет лечить самостоятельно, без обращения в поликлинику и другие мед. учреждения. Кроме того, студент-медик или уже врач сможет помогать больным друзьям и родственникам и консультировать их по лечебным вопросам.
Всегда найдётся рабочее место. В некоторых городах наблюдается сильный дефицит докторов, особенно редких специальностей, поэтому человек с мед. образованием всегда сможет устроиться на работу.
Профессия “врач” — благородная профессия, и человек, работающий в сфере медицины, помогает людям и в некоторых случаях спасает им жизни.
В чрезвычайных ситуациях медик всегда способен оказать грамотную первую помощь пострадавшему или принять роды у беременной женщины. Как бы грустно это не звучало, но много людей погибали именно то того, что окружающие не умели оказывать первую помощь.
Почему не стоит поступать
Во-первых, учёба в медицинском — это трудный процесс. В первые годы обучения на студентов обрушивается огромный объём информации, который обязательно нужно знать. И чаще всего это бесполезные дисциплины для врача: политология, философия, экономика и т.д. А специальные дисциплины начинаются только с 3 курса.
Учёба занимает слишком времени. С утра студент должен сидеть на занятиях, а вечером учить материал и делать домашнее задание. А если пары длятся с утра до вечера, то обучающийся вынужден учить и делать домашнее задание ночью. Поэтому студенты-медики часто невыспанные.
Медицинское образование — это долго. Как уже было сказано, стать настоящим квалифицированным врачом можно только минимум через 8 лет обучения. То есть если студент поступает в университет в возрасте 18 лет, то устроиться на работу по специальности он сможет только к 26 годам.
За всего годы обучения придётся потратить большое количество денег. И сюда не входит оплата за само обучение, а траты на канцтовары, медицинскую одежду, проезд, питание и т.д.
Нет возможности устроиться на работу. Из-за того, что учёба отнимает слишком много времени, студенты-медики даже не могут устроиться на работу, чтобы самостоятельно зарабатывать. Единственный выход — устроиться санитаром на станцию скорой помощи на неполную ставку, но это можно осуществить только на старших курсах.
У врачей низкие зарплаты. Конечно, государство создаёт все условия для работы докторов, но факт остаётся фактом. Поэтому многие медики уходят работать в частные клиники, так как зарплаты там в несколько раз выше, чем в государственных больницах.
Если всё-таки решено поступать в медицинский ВУЗ
Если имеется твёрдое желание стать врачом и получить благородную профессию, то лучше заранее задуматься о выборе предметов для ЕГЭ и начать к ним усиленную подготовку.
С самого первого дня обучения следует “окунуться головой” в учёбу — посещать все занятия, вовремя сдавать домашние задания, как можно чаще отвечать на лекциях и семинарах. Тогда процесс обучения будет удаваться намного легче, тем более преподаватели любят ответственных студентов и даже ставят им “автоматы”. Но нужно быть готовым к тому, что сидеть над тетрадками и учебниками придётся ночи напролёт, и даже в выходные редко удастся куда-либо выбраться отдохнуть, так как придётся учить материал.
Многие студенты-медики дают будущим абитуриентам важный совет: если есть малейшее сомнение, то поступать в мед. ВУЗ не стоит. Обычно те, кто сомневается в своём выборе отчисляются или забирают документы после первого семестра.
Учёба в медицинском ВУЗе даётся не каждому, многие после нескольких лет обучения понимают, что медицина — это не для них. Но если желание быть доктором действительно сильное, то поступать в ВУЗ стоит, чтобы получить полезную и нужную профессию, помогающую спасать людям жизни и сохранять их здоровье.